Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Законы диалекиики с примерами

Законы диалекиики с примерами

Законы диалектики в философии с примерами

1. Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, соз­нания, познания и других аспектов действительности через: Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не про­стое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую сту­пень организации. Развитие — высшая форма движения.

В свою очередь, движе­ние — основа развития. Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одно­временно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент дви­жения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

2. Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики.

Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физи­ки, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: • охватывают все сферы окружающей действительности; • раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики: • единства и борьбы противоположностей; • переход количества в качество; 3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и бе­лое, зима и лето, молодость и старость и т.

д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — «тождество» и «различие» и пока­зан механизм их взаимодействия, приводящий к движению. По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главны­ми качествами — тождественностью и отличием.

Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность. Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению.

Примеры: существует идея, тождествен­ная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие — то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точ­ки зрения идеализма).

Или: существует общество, тождествен­ное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. Можно также выделить различные виды борьбы: • борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, посто­янное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития); • борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражи­телями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сто­рона переходит на более высокую ступень развития; • антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия: • содействие (когда обе стороны оказывают встречную по­мощь друг другу без борьбы); • солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и дей­ствуют в одном направлении); • нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содей­ствуют друг другу, но и не борются между собой); • мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга). 4. Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные.

Качество — тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступа­ет момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше проис­ходило изменение качества под влиянием количественных из­менений) — к коренной трансформации сущности предмета.

Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона пере­хода количественных изменений в качественные. Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — темпе­ратуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее).
Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — темпе­ратуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же темпе­ратуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания — вода и прежняя система свя­зей).

Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, — оно будет уско­рять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Пе­реход количества в принципиально новое качество может про­изойти: Примеры первого случая были рассмотрены выше. Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстра­цией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лы­сый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превра­тится в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса чело­века можно считать лысым?».

То есть грань конкретного изме­нения качества может быть и неуловимой.

5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. • смена общественно-экономических формаций (при форма­ционном подходе к историческому процессу); • смена вкусов в культуре, музыке; • эволюция рода (дети — частично родители, но уже на новой ступени); • ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникно­вение новых.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм по­ступательного развития. Однако вопрос о направленности разви­тия — дискуссионный в философии.

Выделяются следующие основные точки зрения: • развитие — только поступательный процесс, переход от низ­ших форм к высшим, то есть восходящее развитие; • развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; • развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисхо­дящее развитие); • исторический процесс идет по восходящему направлению раз­вития, но со спадами — расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.

д.). Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали по­вторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 6. Основными принципами диалектики являются: • принцип всеобщей связи; Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.

• внешние и внутренние; • непосредственные и опосредованные; • генетические и функциональные; • пространственные и временные; • случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи — внешние и внут­ренние.

Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы. Системность означает, что многочисленные связи в окру­жающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно.

Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагают­ся в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность. Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую.

Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутрен­нюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: • вечность, неуничтожимость истории, мира; • его существование и развитие во времени, которое длится всегда. 7. Категория диалектики — наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических про­блем. К основным категориям диалектики относятся: studfilosed.ru Теория отрицания отрицания (закон трех отрицаний) — это одна из основ материалистической диалектики.

Таким образом в этой философской школе демонстрируется и объясняется процесс развития. Считается, что прогрессивные изменения в природе и обществе происходят в связи с тем, что некий объект попадает из одного состояния в другое, а из того — в третье. И каждый последующий его статус отрицает предыдущий.
И каждый последующий его статус отрицает предыдущий.

Рекомендуем прочесть:  Борис леонидович пиковский

Но при этом третье состояние объекта подобно первичному, только проходит эту стадию на более высокой ступени.

Получается, что занон «отрицание отрицания» позволяет соблюдать и преемственность, и новаторство. Но сформулированная немецкой классической философией, а затем основателями диалектического материализма, эта концепция уже в начале двадцатого века подверглась массовой критике.

Итак, всякое развитие — это движение. Но почему такой тип видоизменения предмета или явления в философии диалектического материализма получил название «отрицание отрицания»? Дело в том, что под этой категорией имеется в виду состояние, приобретаемое объектом во время развития.

Как правило, любой предмет изменяется до такой степени, что со временем становится как бы противоположностью себя самого. Это качество и получило название «отрицание». Диалектическая философия считает такую стадию неизбежной. Но если это отрицание заканчивается смертью (исчезновением, уничтожением) предмета или феномена, то такой процесс сложно назвать развитием.
Но если это отрицание заканчивается смертью (исчезновением, уничтожением) предмета или феномена, то такой процесс сложно назвать развитием. А вот когда объект продолжает видоизменяться дальше, то происходит диалектическое отрицание отрицания.

Материалистическая философия полагает, что развитие происходит благодаря уничтожению определенной части свойств предмета или явления. Согласно теории прогресса, это те качества, которые перестают быть полезными или даже тормозят дальнейшее изменение к лучшему. Закон «отрицание отрицания» в философии говорит нам о том, что свойства, определяющие существование этого предмета в данное время, или формирующие его новые возможности, при этом сохраняются.

Что же происходит потом? Двойное отрицание, на первый взгляд, возвращает объект назад. Всякая третья фаза этого процесса формально походит на первую.

Но развитие и прогресс приводят к тому, что это возвращение на самом деле представляет собой виток движения на более высокой стадии. Поэтому часто говорится, что отрицание отрицания — это видоизменение по спирали. Какую роль в философии диалектического материализма играет данный закон?

Прежде всего, он демонстрирует связь между прошлым и будущим. В процессе развития различные состояния предмета или феномена борются друг с другом, а также взаимно перетекают друг в друга.

Всякое качество рождается, исполняет свою роль, «стареет» и исчезает, уступая место другим. Закон отрицания отрицания определяет тенденции развития, описывая разрушение прошлых, утративших полезность, свойств и приобретение новых, необходимых для дальнейшего существования, но противоположных первым.

Так из простого появляется сложное. Однако саму эту формулу сложно постичь сразу, поскольку развитие по спирали — процесс очень длительный.

Как закон он виден только в более или менее завершенном варианте, когда уже есть определенные конечные результаты. На различных же стадиях этого поступательного движения он может быть выделен только в качестве тенденции. Кроме того, диалектический материализм в формулировке этого закона определяет такие категории, как старое и новое.

Отмирает по необходимости все, что тормозит процесс развития, ведет его в тупик или к застою. При этом уничтожается исходное состояние всей прошлой системы. Рождается же то, что дает возможность жить и функционировать дальше, приспосабливаться к новым обстоятельства, изменять и обогащать потенциал.

Отрицание отрицания приводит к разрешению противоречий, которое называется «снятием».

В этом процессе старое заменяется новым. Диалектическая философия предполагает, что в самом предмете, феномене или познающем субъекте заложена внутренняя противоположность. В процессе деятельности она выявляется и начинает отрицать сама себя.

Любая форма, результат и направление развития демонстрируют нам этот процесс, который уже выше сравнивался с образом спирали. Причем считается, что в таком движении закон отрицания отрицания определяет не только тип, но и время изменения.

«Спиралевидность» напрямую связана и с ускорением развития, периоды которого протекают все быстрее с каждым новым этапом. То есть в диалектическом понятии «отрицание» есть и положительный смысл.

Он хранит в себе некий момент связи между разными этапами процесса.

Впервые закон «отрицание отрицания» в философии сформулировал Гегель. Он доказывал его примерами из истории мышления. Развитие любого понятия происходит как движение от абстрактного к конкретному. В этом процессе разрешается внутреннее противоречие понятия. Оно переходит на этап своего инобытия, превращаясь в нечто другое, чем было раньше.
Оно переходит на этап своего инобытия, превращаясь в нечто другое, чем было раньше.

Затем оно «возвращается к себе», но уже в форме конкретного понятия, где содержится и его прежняя, абстрактная суть, и новое, приобретенное в процессе самоотчуждения.

В «Науке логики» Гегель даже охарактеризовал закон отрицания отрицания как всеобщую форму единства противоречий (перехода их друг в друга) и борьбы между ними (раздвоения целого). Можно сказать, что это особая форма другой диалектической концепции.

Это разновидность закона о единстве и борьбе противоположностей.

Но философ ограничивал действие диалектики только областью понятий и их формирования. Ведь для него бытие и мышление были единым целым, при этом первое являлось производным от второго. Соответственно, и триада отрицаний являлась стадиями развития мирового разума. Материалистическая же диалектика распространила этот гегелевский закон не только на развитие духа и мышления, но на природу и общество.
Материалистическая же диалектика распространила этот гегелевский закон не только на развитие духа и мышления, но на природу и общество.

Ее создатели даже утверждали, что перевернули философию немецкого классика с головы на ноги. Фридрих Энгельс очень высоко ставил закон отрицания отрицания в философии.

Кратко можно сказать, что он характеризовал его как сочетание поступательности, повторяемости и спиралевидности. Энгельс называл его третьим законом диалектики.

Прежде всего, он выявляется в человеческом познании.

Развитие последнего происходит в процессе замены одних теорий другими, рождения новых концепций, которые больше подходят к изменившемуся миру и нашему восприятию универсума.

Но всякое учение, отрицающее прошлое, не только критикует его, но частично включает в себя какую-то сумму его знаний. Энгельс доказывал эту диалектическую теорию разными аргументами.

В том числе он иллюстрировал ее примерами из логики и математики. Всякое утверждение проходит следующие стадии развития:

  1. Нечто является правдой.
  2. Прежнее утверждение ложно.
  3. Это неверно.

Получается, что в этой логической цепочке происходит возврат к первому предложению. Еще Энгельс, доказывая закон «отрицание отрицания», примеры приводил из области математики.

Он говорил, что противоположностью положительного числа является цифра с «минусом». Но что будет, если мы подвергнем и ее отрицанию? Умножив ее на такое же число с «минусом», мы получим ту же величину в положительном виде, но в квадрате (то есть на более высокой стадии).

Поскольку материалистическая диалектика основана на том, что ее принципы действуют как в познании и мышлении, так и в бытии (в том числе и общественном), то это положение распространяется и на закон «отрицание отрицания». Примеры из жизни разделяющие ее философы приводили из разных областей наук. Например, из биологии. Отмирание и возникновение кровяных клеток, которое происходит каждый день в нашем организме, представляет собой отрицание и возрождение предыдущих форм.

Смена вкусовых и стилевых предпочтений в музыке, искусстве и культуре часто происходит по спирали, с возвращением к старому, но уже на новом уровне.

Поэтому так часто моден стиль ретро. Дети являются отрицанием родителей, и в то же время продолжением их.

К тому же диалектический материализм предполагает формационный подход к развитию общества. Он доказывает, что исторический процесс тоже является спиралевидным и поступательным. Смена формаций — это одновременно и отрицание предыдущей, и преемственность.

«Снятие» же противоречий может произойти путем эволюции или же насильственной смены строя. Теория отрицания отрицания (закон трех отрицаний) в двадцатом веке сделалась объектом критики со стороны различных философов.

Главным оппонентом этой концепции был Карл Поппер.

Он являлся противником диалектического метода даже в логике и мышлении, не говоря уже о естественных науках или общественных тенденциях. Прежде всего он говорит о том, что понятийный аппарат диалектического материализма построен таким образом, что нивелирует любую критику и политизирует ее. Сторонники закона отрицания отрицания трактуют его применение слишком произвольно, и проверить это невозможно.

Идеи эти невозможно развивать, а это приводит к застою и стагнации любой философской мысли.

Поппер говорит о том, что марксизм как метод был хорош для девятнадцатого века в качестве одной из позитивистских теорий. Но когда его сторонники превратили диалектический материализм в догматику, то он перестал быть наукой в строгом понимании этого слова.

Другие критики считали, что эта теория сама конструирует собственные доказательства, а не берет их из опыта или законов мышления. Кроме того, если закон трех отрицаний имел смысл у Гегеля, поскольку в его концепции он обуславливал развитие духа (грубо говоря, эволюцию Бога), и поэтому в самом этом процессе было целеполагание, то у материалистов и атеистов неизбежность прогресса является очень странной. Получается, что «конец истории» с приходом «рая на земле» обусловлен заранее и является неизбежным.

Но причины этого совершенно неясны.

businessman.ru Диалектика — учение о наиболее общих законах развития и формах связи в природе и обществе, а также основанный на сиём учении метод познания.

Основные законы диалектики выражают закономерности развития мира, а также познания.

Законы диалектики полагаются всеобщими, то есть их действия проявляются во всех объектах и процессах. Иначе говоря, диалектика претендует на некую универсальность.

Закон единства и борьбы противоположностей говорит вот что: каждый объект имеет противоположные стороны, свойства, тенденции, они, взаимно дополняя и взаимно отрицая друг друга, составляют противоречие, которое и служит причиной развития объекта.

Закон перехода количественных изменений в качественные гласит: изменение качества объекта происходит тогда, когда изменение его количественных характеристик переходит некоторую границу. Яркий пример — изменение агрегатных состояний веществ, а границы здесь — температуры плавления, кипения.

Данный закон диалектики говорит о квазиустойчивости систем: есть интервалы, на которых системы устойчивы, и точки между этими интервалами, на которых системы неустойчивы. Закон отрицания отрицания — закон диалектики, показывающий результат развития как единство новизны и преемственности, относительное повторение старого на новом уровне.

Если рассматривать данный закон диалектики с помощью такой модели, то выходит, что прогресс сопровождается периодическими приходами к какому-то строю, но на более высоком уровне. Подобно тому, как Демокрит ещё до нашей эры предложил идею атомов, и через многие века к ней вернулись.

Или Ньютон отстаивал корпускулярную теорию света, которую вспомнили в 20 веке, когда оказалось, что волновая теория объясняет не все свойства света. Но это обращение к теориям было не тупым возвратом, ведь в физике был новый уровень знаний.

crypto.hut2.ru Основные законы диалектики – это то, что когда-то давно изменило взгляды людей на проблему развития. Их три, но они могут объяснить многое.

Основные законы диалектики обосновал Иммануил Кант – великий мыслитель, который внес значительный вклад в философию. Давайте обо всем по порядку. Основные законы и категории диалектики Что такое диалектика?

Это теория, в которой говорится о том, как происходит развитие всего сущего.

Также данный термин используется для обозначения созданного на основании данной теории метода. Данное направление философии отражает развитие духа, материи, познания, сознания и прочего через:

  1. принципы;
  2. основные законы диалектики.
  3. категории;

Главной проблемой в данном случае является вопрос о сущности развития. Вообще же под ним принято понимать изменение идеальных, а также материальных объектов.

Имеется в виду не обыкновенное механическое изменение, а не что иное, как саморазвитие, позволяющее перейти объекту на новый уровень, на наиболее высокую степень организации. Развитие является высшей формой движения, в то время как движение является его основой. Основные законы диалектики в философии следующие: 1.

Борьбы, а также единства противоположностей. Суть его заключается в том, что в основе всего лежат два противоположных начала.

Эти начала находятся между собой в постоянном конфликте.

При этом, их природа остается единой. В качестве примера можно назвать день и ночь, тепло и холод. Их борьба становится внутренним источником энергии, движения и развития.

Важно отметить, что борьба может происходить по-разному.

Речь о том, что она может быть выгодна сразу обеим сторонам, одна из сторон всегда побеждает, а вторая выступает только лишь раздражителем, борьба может идти до полного уничтожения какой-либо стороны. Также возможен нейтралитет, солидарность, содействие, мутуализм.

2. Перехода количественных изменений в изменения качественные. Здесь вся суть в том, что качество – это определенная стабильная система каких-то характеристик, тождественных бытию.

Под количеством же понимаются исчерпываемые параметры явлений или предметов. Также вводится такое понятие, как мера, то есть единство качества и количества.

Данный закон основан на том, что при изменении количества непременно изменится и качество. Изменения эти не вечны – рано или поздно можно будет наблюдать изменение меры.

Иначе говоря, изменения произойдут в самой системе координат.

Точка изменения – узел. Привести пример таких изменений можно следующий: постепенный нагрев воды приводит к увеличению ее температуры. Сто градусов по Цельсию – это узел. После достижения данной отметки вода начнет испаряться.

Установлено, что изменения по данному закону происходят резко либо совершенно незаметно.

В качестве примера последнего можно назвать эволюционное развитие.

3. Отрицание отрицания. Суть в том, что новое существует лишь до тех пор, пока не станет старым и его не заменит нечто более новое, которое будет существовать до тех пор, пока само не превратится в старое. В качестве примера можно назвать смену исторических формаций, смену вкусов и направлений в культуре, эволюцию рода. Данный закон основан на том, что развитие идет по спирали, а не по линии, то есть повторяется одно и то же, но на разных уровнях.

Важно понимать, что развитие может быть как нисходящим, так и восходящим.

Это все основные законы диалектики.

Категории же ее следующие:

  1. содержание и форма;
  2. следствие и причина.
  3. явление и сущность;
  4. случайность и необходимость;
  5. всеобщее, единичное, особенное;
  6. действительность и возможность;

Отметим, что под категорией понимаются основополагающие понятия, которые используются для решения конкретных проблем. fb.ru ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ РЕФЕРАТ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЛОСОФИЯ» На тему «Диалектика как метод философии.

3 закона диалектики с примерами.» Факультет: «Управление персоналом» Студентка группы 2ЗбУп Нестерова Мария Дмитриевна Проверила: Косолапова Екатерина Александровна 1. Диалектика как метод философии.

4 2. Три закона диалектики и их примеры……………………….…….

7 Список использованной литературы. 15 Введение Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития.

Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности.

Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму. Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.

Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания. Рассмотрим кратко содержание этих законов. Диалектика как метод философии Диалектика(греч.

dialektike) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика в философии – это способ мышления, при котором вещи и явления рассматриваются в их становлении и развитии, в тесной взаимосвязи друг с другом, в борьбе и единстве противоположностей. В античности чувственно воспринимаемый мир представлялся как вечное становление и движение, в котором противоположности сосуществуют и пребывают в единстве.

Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии, Китае и Древней Греции.

Ранние философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер.

Исторически первой формой диалектики явилась античная диалектика.

В восточной мудрости теоретическое мышление прошло тот же путь: опора на парность категорий мышления, поиск единого основания у различных, до прямой противоположности дозревших понятий и идей, образов и символов как в эзотерических, так и в известных всем философских направлениях и школах.

Хотя для европейца их экзотическая форма не совсем привычна, но она — форма единства и борьбы противоположностей в содержании мыслимого. Она настраивала теоретическое мышление египтян, арабов, персов, индийцев, китайцев и других восточных мыслителей на осознание всеобщих его форм, на их содержательную классификацию, на поиск разумного основания их взаимоопределяемости. И в центре большинства из них — противоположность мудрого созерцания вечного смысла бытия суетному действию в мире преходящего.

Путь достижения такой способности в смыслочувственно-телесном достижении гармонии с собой и миром преодолением противоположных моментов переживания и действия. В истории философии виднейшие мыслители определяли диалектику как: · учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); · искусство диалога, понимаемого как постижение истины путём постановки наводящих вопросов и методичных ответов на них (Сократ); · метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); · наука, касающаяся общих положений научного исследования, или же, что одно и то же, — общих мест (Аристотель); · учение о совмещении противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно); · способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант); · всеобщий метод познания противоречий как внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории (Гегель); · учение и метод, принимаемые за основу познания действительности и её революционного преобразования (марксизм-ленинизм). Ранние греческие философы видели бесконечную изменчивость окружающего мира и в то же время говорили о том, что космос – это прекрасное и завершённое целое, пребывающее в покое.

Их диалектика сформировалась как описание этого движения и покоя, а также как отражение непрестанных превращений одного элемента в другой, одной вещи в другую.

У софистов диалектический метод свёлся к чистому отрицанию: обращая внимание на непрерывную смену опровергающих друг друга идей и понятий, они приходили к выводу об относительности и ограниченности человеческого знания вообще, считали, что постичь истину невозможно.

Плодотворная борьба противостоящих друг другу идей – то, на чём основан диалектический метод Сократа, древнегреческого философа, который излагал свои представления о мире не в трактатах, а устно, даже не монологически.

Он вёл с жителями Афин беседы, в которых не излагал свою позицию, а задавал собеседникам вопросы, с помощью которых стремился помочь им освободиться от предрассудков и прийти к истинному суждению самостоятельно.

Больше всех диалектический метод развивал Георг Гегель, немецкий философ XIX века: его основная идея заключается в том, что противоположности взаимно исключают и в то же время взаимно предполагают друг друга.

Противоречие для Гегеля – это импульс к эволюции духа: оно заставляет мысль двигаться вперёд, от простого к сложному и всё более полному результату. Гегель видит главное противоречие в самой идее абсолютного: оно не может просто противостоять неабсолютному, конечному, иначе оно бы ограничивалось им и не было бы абсолютным.

Значит, абсолютное должно заключать в себе ограниченное или другое.

Так, в абсолютной истине заключается единство противоположных частных и ограниченных идей, которые, дополняя друг друга, выходят из своей косности и обретают новую, более истинную форму. Таким движением охвачены все частные понятия и идеи, все части духовного и физического мира. Все они существуют в неразрывной связи друг с другом и с Абсолютом.

Диалектический метод Гегеля – это процесс самосовершенствования понятия. Диалектика – это одновременно и метод, и содержание его философии.

Марксистская философия тоже использовала диалектический метод, но она тесно связана с материалистической концепцией бытия и человека и поэтому более практична: она рассматривает, в первую очередь, социальные, а не сугубо философские противоречия. Диалектический метод использовался не только в западной, но и в восточной философии: например, в Китае это концепция Инь и Ян – двух разных сторон единой действительности, которые превращаются друг в друга.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+