Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Военное право - Воинский учет в организации кто должен вести

Воинский учет в организации кто должен вести

Воинский учет в организации кто должен вести

Самое важное о воинском учете

Закрыть Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока. Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании. Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.

Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать Фред ДеЛюка Основатель Subway

Выпуск № 24 Эмма Форштретер 31 мая 2018 (обновлено 14 марта 2021) Воинский учет обязаны вести все работодатели — юридические лица. Индивидуальные предприниматели, согласно федеральным законам, освобождены от этой обязанности, но необходимость запрашивать документы воинского учета у нанятых работников для них сохраняется.

Поэтому материал о порядке ведения воинского учета будет полезен и интересен всем работодателям. Базовые регламентирующие документы уже знакомы большинству кадровиков. Это:

  1. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее — Положение).
  2. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ);
  3. Федеральный закон «Об обороне» (далее — Закон № 61-ФЗ);

А в 2017 году появился еще один важный документ — по ведению воинского учета в организациях (далее — Рекомендации).

Он имеет максимально прикладное значение: в нем сосредоточены необходимые шаблоны документов (приказов, журналов учета и пр.), которые может использовать работодатель при ведении воинского учета на предприятии.

Согласно Положения, стоит учитывать следующие категории сотрудников:

  1. военнообязанные (граждане РФ, которые уже имеют военный билет).
  2. призывники (граждане призывного возраста, но еще не служившие);

Не подлежат воинскому учету и не относятся к военнообязанным:

  1. имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе службы внешней разведки России и ФСБ России.
  2. постоянно проживающие за пределами РФ;
  3. проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
  4. женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
  5. освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со Закона № 53-ФЗ (например, по состоянию здоровья или прошедшие службу в другом государстве и пр.);

Определить, имеет ли сотрудник отношение к воинской обязанности, несложно — надо проверить наличие специальной отметки на 13-й странице гражданского паспорта. Сделать это следует при приеме на работу. Различают два вида учета — общий и специальный.

Специальный — это учет сотрудников, которые подлежат мобилизации. Он касается служащих органов внутренних дел, противопожарной службы, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ.

Во всех остальных случаях на предприятиях ведется общевоинский учет. Отвечает за этот участок учета руководитель организации или сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями.

Если руководитель делегирует полномочия, это должно быть отражено в трудовом договоре и должностной инструкции. Другой вариант — оформить через внутреннее совместительство или нанять внешнего совместителя.

Делегировать он может это на основании приказа (образец — приложение № 4 к Рекомендациям). Количество специалистов, необходимых на этом участке учета, регламентировано Положения и зависит от количества сотрудников, подлежащих воинскому учету.

Количество сотрудников, подлежащих воинскому учету Количество уполномоченных сотрудников Менее 500 Один сотрудник-совместитель От 500 до 2 000 Один основной сотрудник От 2 000 до 4 000 Два основных сотрудника На каждые последующие 3 000 Дополнительно по одному основному сотруднику Крупные организации, где количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, превышает 2 000, должны создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол. Количество работников подсчитывается на конец предыдущего года, и исходя из этого определяется число ответственных специалистов.

Обязанности сотрудника, который ведет воинский учет (ВУ) на предприятии:

  1. вести ВУ на предприятии;
  2. поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.
  3. оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету (например, оповещать о военных сборах);
  4. проверять документы воинского учета у поступающих на работу (ч. 1 ст. , ч. 3 ст. , ч. 4 ст. ТК РФ);
  5. отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по месту нахождения) или органами местного самоуправления;
  6. извещать военные комиссариаты о нарушения в ведении ВУ в организации;

Кадровый работник у принятого на работу сотрудника должен в числе прочих документов запросить военный билет или удостоверение призывника (ст.

ТК РФ). Формы военного билета и удостоверения призывника утверждены. Можно сверить с образцами, утвержденными Приказом Министра обороны России от .

Еще раз повторим: собирать информацию о воинской обязанности должны все работодатели: и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Доводы о том, что какой-то вид организаций имеет право не интересоваться документами ВУ, Верховный Суд РФ признал несостоятельными (Решение ВС РФ ).

В подавляющем большинстве случаев женщины не входят в категорию военнообязанных, но проверить страницу 13 в гражданском паспорте все же стоит.

При наличии штампа следует запросить военный билет, зафиксировать реквизиты документа в личной карточке сотрудницы ( Положения). Организация обязана информировать военный комиссариат о приеме или увольнении военнообязанных и призывников. Сделать это следует в срок до двух недель с момента оформления документов ( Положения).

Сделать это следует в срок до двух недель с момента оформления документов ( Положения). Образец уведомления можно взять в Рекомендациях (приложение № 9). Если уведомления не поступит, работодателя ждет административная ответственность.

Федеральный закон от внес изменения в Закона 53-ФЗ, тем самым вменил работодателям новые обязанности. Все организации должны будут сами находить работников, которые должны состоять на воинском учете, но избегают военкоматов, и в двухнедельный срок сообщать о них в военные комиссариаты.

Таким сотрудникам работодатель должен вручать направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Ранее в обязанности входило только передавать повестки из военкомата.
Одна из обязанностей работодателя — представлять в военные комиссариаты отчеты, в том числе:

  1. списки граждан мужского пола 15 и 16 лет, раз в год в сентябре (чаще всего для учебных заведений, но иногда и для работодателей);
  2. списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на ВУ в следующем году (ежегодно до 1 ноября);
  3. отчет «О численности работающих и забронированных военнообязанных» (форма 6);
  4. карточка учета организации (форма 18) и пр.
  5. списки сотрудников, подлежащих ВУ, при поступлении или увольнении их с работы;
  6. списки сотрудников, состоящих и не состоящих, но обязанных состоять на ВУ, по запросу военкоматов в двухнедельный срок.

Плановые проверки организаций на предмет ведения ВУ военкоматы проводят раз в год при численности сотрудников свыше 500 человек и не реже одного раза в три года для организаций с меньшей численностью.

При этом с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года проводить проверки малых предприятий запрещено. Надзорные каникулы для субъектов малого предпринимательства подразумевают мораторий на неналоговые проверки: ГИТ, пожарной инспекции, военкоматов. Если в военкомат не поступают сигналы о нарушениях в организации, то проверять ее не должны.

Если в военкомат не поступают сигналы о нарушениях в организации, то проверять ее не должны. Чтобы у представителей военного комиссариата не возникло вопросов к организации, руководителю и уполномоченным специалистам следует обратить внимание на несколько моментов:

  1. проанализировать полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках;
  2. проверить, все ли сотрудники, кому необходимо, поставлены на воинский учет;
  3. упорядочить документооборот: как хранятся документы, ведутся журналы, своевременно ли вносятся изменения и пр.

В целом военкоматы оценивают то, как в организации соблюдаются требования законодательства о военной обязанности и воинском учете.

Результаты инспекции комиссариат фиксирует в специальных журналах проверок. Если будут выявлены правонарушения, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

О серьезных правонарушениях местные военные комиссариаты сообщают в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии). Все санкции за нарушения в сфере воинского учета перечислены в КоАП РФ: Правонарушение Административные санкции Ст. 21.1

«Непредставление в военный комиссариат или орган местного самоуправления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц Ст.

21.2

«Неоповещение граждан о вызове их повесткой военного комиссариата или иного органа осуществляющего воинский учет»

Штраф от 500 до 1 000 рублей для должностных лиц Ст. 21.3

«Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц Статья 21.4 «Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете» Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц Об авторе: Эмма Форштретер — юрист по трудовому праву, аттестованный преподаватель Минфина России в области бухгалтерского учета и отчетности, аттестованный консультант по налогам и сборам.

Читайте также: Выпуск № 24, август 2018 Отдельные вопросы кадрового учета Юлия Пальчикова Варвара Смирнова Эмма Форштретер Загрузить ещё

Ответственный за воинский учет в организации

Военнообязанные могут трудиться на различных предприятиях.

Их учет должен вестись в соответствии с установленным законодательством. Основная цель воинского учета – обеспечение качественными военными людскими ресурсами Вооруженные Силы Российской Федерации в мирное время, в период мобилизации и военное время.Выполнять такие функции может сотрудник по совместительству.

Такое допустимо, если в штате предприятия трудится 500 и менее военнообязанных граждан.

Если в штате предприятия их количество достигает 500-2000 человек, обязанности по ведению воинского учета должен вести 1 человек. При превышении этого количества трудящихся военнообязанных от 2000 до 4000 граждан, воинский учет ведут два сотрудника.Важно!

В штатном расписании должна быть предусмотрена должность работника, который ведет воинский учет.Ответственного назначает руководитель организации. Он издает соответствующий приказ. После его подписания кадровый работник по ведению воинского учета приступает к выполнению своих обязанностей.В этой области нужно руководствоваться такими законодательными актами:

  1. Законом №53-Ф3 от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе»;
  2. Законом №31-Ф3 от 26.02.1997 года «О мобилизационно подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
  3. Законом №61-Ф3 от 31.05.1996 года «Об обороне».
  4. Положением о воинском учете №719 от 27.11.2006 года;

Воинский учет в организации может быть специальным и общим.

В первом учитывают военнообязанных, которые трудятся в военных и государственных организациях (противопожарных, органах по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и других учреждениях).

Остальные категории военнообязанных ставят на общий воинский учет.Мероприятия, которые включены в организацию воинского учета на предприятии:

  1. снятие военнообязанных сотрудников с воинского учета при их увольнении.
  2. постановка на учет новых военнообязанных сотрудников;
  3. оформление и правильное хранение соответствующей документации;

Ответственный за ведение воинского учета при приеме на работу нового сотрудника должен проверить документы на его принадлежность к воинским организациям. Для военнообязанных мужчин к таким документам относят военные билеты, билеты офицеров в запасе, временные удостоверения и другое. Полный перечень документов указан в Положении РФ №719 от 27.11.2006 года.

Для женщин принадлежность к военной обязанности обозначается штампом в паспорте. У призывников проверяют удостоверение призывника.Кадровик воинского учета должен вести личные карточки военнообязанных сотрудников.

Они заполняются по форме № Т-2. Кадровый сотрудник может разработать бланки этих карточек самостоятельно. Их нужно будет заверить в комиссариате и военкомате.Кроме личных карточек военнообязанных на предприятии ведут журналы.

В них указывают мероприятия, которые направлены на проверку мобилизационной подготовки сотрудников, и другие меры контроля выполнения сотрудниками своих военных обязанностей.Кадровый работник в течение двух недель должен уведомлять военные комиссариаты и органы местного самоуправления о принятии на работу и увольнении военнообязанных сотрудников.

Также ему необходимо сообщать сотрудникам о том, что они самостоятельно должны прибыть в военкомат для постановки на учет по месту проживания или пребывания.Кроме этого, кадровик должен отправлять данные о принятых и уволенных военнообязанных сотрудниках по запросу военкоматов и комиссариатов в течение двух недель.
Также ему необходимо сообщать сотрудникам о том, что они самостоятельно должны прибыть в военкомат для постановки на учет по месту проживания или пребывания.Кроме этого, кадровик должен отправлять данные о принятых и уволенных военнообязанных сотрудниках по запросу военкоматов и комиссариатов в течение двух недель. Для этого разработаны специальные бланки.Согласно законодательству каждый год в сентябре организация сдает списки граждан мужского пола в возрасте 15-16 лет.

До 1 ноября каждого года – списки военнообязанных, которых должны поставить на учет в первый раз.Также ответственный за воинский учет должен проверять не реже одного раза в год карточки военнообязанных сотрудников на соответствие указанной информации.

Данные о каждом из них должны храниться в архиве предприятия на протяжении трех лет.Предыдущая статьяСледующая статья

Ведение общего воинского учета: новые обязанности и ответственность работодателей

Все организации, независимо от форм собственности, обязаны вести воинский учет. Долгое время штрафы за нарушения в этой области были небольшие — 300 руб. В мае 2021 года штрафы выросли в 10 раз.

Расскажем, как работать по новым правилам Воинский учет граждан ведут по месту их работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (утв.

Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  1. для работодателей-организаций, расположенных на территории Республики Крым, — Методические рекомендации, утв. Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.
  2. п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  3. Федеральный закон от 24.04.2021 № 132-ФЗ;
  4. п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее по тексту — Положение о воинском учете);
  • Общий — на таком учете состоят остальные военнообязанные.
  • Специальный — на таком учете состоят военнообязанные, кто пребывает в запасе на периоды мобилизации и военного положения, а также те, кто служат в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.

Дальше в статье речь пойдет об общем воинском учете и о том, что нужно знать работодателям. Поставьте организацию на воинский учет в территориальном военном комиссариате или органе местного самоуправления:

  • Согласуйте ответственного в военном комиссариате. Для этого лично придите в районный военный комиссариат вместе с приказом и планом работы по ведению воинского учета на год. Форма плана работ — это к методическим рекомендациям генерального штаба.
  • Подготовьте приказ об организации ведения воинского учета, в котором пропишите ответственное лицо.

Если организация впервые обращается в военный комиссариат, уточните контактные данные председателя районной комиссии в управе или администрации административного субъекта, где зарегистрировано юрлицо.

Для председателя районной комиссии надо будет предоставить карточку по форме 18.

  1. Совет: заполняйте сразу две или три карточки по форме 18. Требования в регионах разные, поэтому где-то карточка будет предоставляться только в районную комиссию, а где-то еще и в военный комиссариат.
  2. Обратите внимание: организации присваивают регистрационный номер. Его проставляют в правом верхнем углу карточки по форме 18. Если вы увидите в номере индекс Б, то это означает, что в организации надо вести еще и специальный воинский учет. Всю информацию о нем можно получить только в военном комиссариате.

Теперь подробно рассмотрим каждый этап. Количество ответственных работников определяем, опираясь на нормы численности военнообязанных работников в организации:

  1. от 2 000 до 4 000 — два освобожденных работника;
  2. от 500 до 2 000 — один освобожденный работник;
  3. менее 500 — один ответственный; Вариант 1. Оформляем совмещение. Работник выполняет обязанности в течение установленной продолжительности рабочего времени и оформлен по правилам ст. 60.2 ТК РФ — с письменного согласия работника и с доплатой за совмещение. Вариант 2. Оформляем совместительство. Принимаем на работу по трудовому договору по совместительству. Работник выполняет обязанности в свободное от основной работы время;
  4. свыше 4 000 — на каждые последующие 3 000 граждан — один освобожденный работник.

Освобожденный работник — тот, для которого ведение воинского учета по должностной инструкции — это основная обязанность. Если в организациях воинский учет осуществляют два и более работников, то их объединяют в отдельное подразделение — военно-учетный стол (п.

12 Положения о воинском учете) Управление персоналом. Кадровое делопроизводство Курс профпереподготовки 272 часа (А, В, С, D, E, F, G) Приказ издает руководитель организации. В нем нужно определить, кто будет ответственным за ведение воинского учета и кто будет его исполнять, если нет ответственного (п.

22 методических рекомендаций).

Проект приказа нужно согласовать:

  1. с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет, если вы работаете в местности, где нет военных комиссаров.
  2. с военным комиссаром муниципального образования территории, на которой расположена организация или ее структурное подразделение;

Приказ утверждается по форме, которая приведена в Методических рекомендаций Генерального штаба. Для работников, ответственных за воинский учет, руководитель обязан выделить специально оборудованные помещения и железные шкафы (п.

21 методических рекомендаций).

  1. Важно: при временном убытии ответственного за воинский учет в организации работника руководитель должен издать приказ о назначении на этот участок работы другого работника. Такой сотрудник обязан принять по акту документы для работы по воинскому учету и бронированию граждан.
  2. Совет 1: последующие перемещения и увольнение ответственных лиц проводите по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования. Исключение — организации, имеющие мобилизационные органы. Вопрос согласования обязательно поднимается при проверке военными комиссариатами организаций.
  3. Совет 2: утвердите форму акта приемки-передачи дел по вопросам организации и ведения воинского учета.

Один из самых важных вопросов — как определить, кто из работников подлежит постановке на воинский учет. Работодателю нужно знать, что существует две категории:

  • Призывники — граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
  • Граждане, пребывающие в запасе, — военнообязанные:
  1. успешно завершившие обучение в военной образовательной организации высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
  2. успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
  3. не подлежавшие призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;
  4. не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
  5. не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  6. прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  7. не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
  8. граждане мужского пола;
  9. граждане женского пола с военно-учетной специальностью (приложение к Положению о воинском учете).
  10. уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
  11. уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
  1. женского пола без военно-учетной специальности;
  2. освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст.

    23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ);

  3. отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  4. у которых есть воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.
  5. постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
  6. проходящие военную службу;

Воспользуйтесь чек-листом, чтобы убедиться, правильно ли организован воинский учет в компании:

  • у призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
  • Для этих целей подготовьте проект приказа, которым руководитель установит обязанность для работников, подлежащих воинскому учету, приносить ответственному лицу документы для проведения сверок. Обратите внимание: желательно не забирать у работников документы воинского учета, а проводить сверки в их присутствии.

    Если вы все же берете на время документы — заполняйте расписки и ведите журнал учета приема таких расписок. Это рекомендуют сами военкоматы.

  • военнообязанных — военный билет или справку взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета.
  • Запросите документы:
    • у призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
    • военнообязанных — военный билет или справку взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета.
  • Проверьте наличие документов воинского учета у работников.

    Сведения в них и в личной карточке Т-2 должны совпадать.

  1. Обратите внимание: отказать в приеме на работу в связи с отсутствием документов воинского учета нельзя.
  2. Временное удостоверение. Выдается для установления личности военнообязанных, у которых нет необходимых документов для оформления и выдачи им военных билетов. А также для проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов, для запроса и получения военных билетов, которые были сданы на хранение в военный комиссариат муниципального образования по прежнему месту их жительства.

    На удостоверении должна быть подпись военного комиссара и гербовая печать.

  3. Справка взамен военного билета. Выдается по заключению призывной комиссии после достижения 27 лет гражданам, которые без законных оснований уклонились от военной службы. Документ указывает на то, что такой гражданин все же находится в запасе.

Работодатель обязан организовать служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (п.

39 Методических рекомендаций). Для этих целей создаются папки.

Как правило, их четыре, иногда пять. Ответственный за ведение воинского учета работник на этапе постановки организации на учет в районном военном комиссариате может уточнить названия и количество таких папок для целей отдельного делопроизводства.

Например, это могут быть:

  1. Папка №2 «Документы по военно-учетному подразделению».
  2. Папка № 1 «Законодательные и нормативно-правовые акты по воинскому учету ГПЗ».
  3. Папка № 4 «Переписка с ВК».
  4. Папка № 3 «Документы по ведению воинского учета».

Вся переписка с военными комиссариатами регистрируется отдельно и хранится в отдельной папке.

В каждой папке рекомендуется хранить опись вложенных документов. Работу в рамках общего воинского учета можно разделить на три этапа:

  • Учетная работа при приеме документов.
  • Ведение личных карточек Т-2.
  • Отчетность.

Принимая на работу граждан, ответственный за ведение воинского учета должен:

  1. определить тех, кто подлежит постановке на воинский учет по месту работы, учебы или по месту жительства, месту пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства или месту пребывания;
  2. принять необходимые меры к постановке их на воинский учет;
  3. проверить наличие персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче);
  4. проверить наличие отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами ВС РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении).
  5. проверить наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении);
  6. проверить наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также подлинность записей в них;

Что делать, если выявлены нарушения:

  1. Ситуация 1: в документах обнаружены неоговоренные исправления, неточности и подделки, неполное количество листов, а также обнаружены случаи неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Действия:

  • Проинформировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей (пп.

    «в», «г» п. 30 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).

  • Разъяснить гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ и Положением.

    Проконтролировать их исполнение. Проинформировать граждан об ответственности за неисполнение — возьмите расписку или попросите расписаться в листе, журнале ознакомления.

  1. Ситуация 2: выявлен случай, когда гражданин не состоит на воинском учете, хотя обязан.

Действия:

  • Вручить этим гражданам направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет (Письмо Минобороны РФ от 01.03.2019 № 315/4/1023).
  • Направить в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об этом (п.

    1 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Обратите внимание: форма направления для вручения работникам, уклоняющимся от воинского учета, не утверждена.

рекомендовало использовать форму, утвержденную приложением № 3 Приказа Министра обороны РФ № 366, МВД РФ № 789, ФМС РФ N 197 от 10.09.2007.

  1. Ситуация 3: на работу устраивается гражданин, который подлежит воинскому учету и у которого нет регистрации по месту жительства и месту пребывания, или гражданин, прибывший на место пребывания на срок более 3 месяцев и у которого нет регистрации по месту пребывания.

Действия:

  • Оповестить работника, что ему нужно лично явиться в военные комиссариаты для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания (пп.

    «а» п. 32 Постановления правительства РФ № 719).

  • При принятии на работу или увольнении таких работников выдать им сведения для постановки на воинский учет по месту пребывания по форме, утвержденной приложением № 2 Постановления Правительства № 719 (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ; пп.

    «д» п. 30, п. 50 постановления Правительства РФ № 719).

  1. Ситуация 4.

    Прием на работу гражданина, подлежащего призыву.

Действия: оповестить гражданина о необходимости личной явки в военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания (пп.

«а» п. 32 Постановления правительства РФ № 719). Организации и их должностные лица обязаны собирать, вести, обрабатывать и хранить сведения из учетных документов граждан, поставленных на воинский учет. Порядок определен Министерством обороны РФ.

Пока такая учетная форма — личная карточка работника (форма Т-2) или личная карточка государственного (муниципального) служащего ().

Личные карточки заменят на карточки гражданина, подлежащего воинскому учету в организации.

Предполагается, что это будет карточка формата А4, изготовленная на плотной бумаге с лицевой и оборотной сторонами. В ней предусмотрены разделы: общие сведения, сведения о воинском учете, дополнительные сведения, сведения о приеме и увольнении (переводе) (Приказ Министра обороны РФ «О внесении изменений в Инструкцию по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденную Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. № 495»). С проектом формы можно ознакомиться на сайте Федерального портала проектов НПА.

У организации должен быть план, чтобы с его помощью согласовывать отчетность и сроки ее предоставления по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе (приложение № 17 Методических рекомендаций).

План необходимо ежегодно согласовывать с военным комиссариатом не позднее даты, которую устанавливает военный комиссариат (в 2021 году план предоставляли на согласование не позднее 15 ноября). Также ежегодно не позднее 31 декабря текущего года предоставляется карточка на организацию по форме 18. К сведению: в воинском учете многое происходит не по нормативным актам, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов.

Учитывайте это в работе. Например, раньше план на согласование всегда сдавали в декабре.

В 2021 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь. Дату, до которой нужно согласовать план на 2021 год, рекомендуем самостоятельно обсудить со своим военным комиссариатом.

Вид отчета Срок сдачи отчета Сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций) 2 недели (Приложение № 9) Списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста Ежегодно, до 15 сентября (Приложение № 11) Списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году Ежегодно, до 1 ноября (Приложение № 11) Сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства или месту пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете 2 недели (Приложение № 13) Оповещение граждан о вызовах, повестках военных комиссариатов или органов местного самоуправления При получении повестки Сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете В течение двух недель с даты получения запроса из военного комиссариата муниципального образования или органа местного самоуправления (приложение № 10) Выявлен случай, когда гражданин обязан состоять на воинском учете, но не состоит Не позднее 2 недель с даты, когда стала известна информация о нарушении работником законодательства о воинском учете Впервые граждан мужского пола ставят на воинский учет в год достижения ими 17 лет.

Изменения законодательства: в десять раз увеличены размеры административного штрафа за нарушения ведения воинского учета. Срок исковой давности за нарушения увеличен с двух месяцев до трех лет (Федеральный закон от 24.04.2021 № 132-ФЗ, ст. 4.5 КоАП РФ). С 5 мая 2021 года для руководителей или других должностных лиц организации или органа местного самоуправления, ответственных за военно-учетную работу, действуют штрафы:

  1. Не представили в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет: от 1000 до 3000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).
  2. Не сообщили в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведения о принятых на работу, учебу либо об уволенных с работы, отчисленных из образовательных организаций гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете: от 1000 до 5000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).
  3. Не оповестили граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, и не обеспечили им возможность своевременной явки по вызову: от 1000 до 3000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ)

В статье мы рассмотрели, как организовать в компании ведение общего воинского учета, что нужно знать об отчетности и ответственности, какие документы и как проверять, как определять, кто подлежит воинскому учету.

Рекомендую внимательно изучить в правила проведения сверок сведений, содержащихся в личных карточках Т-2, с документами воинского учета работника, а также обратить внимание на перечень основных вопросов, по которым проверяется работа по ведению воинского учета.

Работайте без нарушений! Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу. 7 397 Смотрите 4 полезных видеоурока, проходите онлайн-тесты и получите электронный сертификат Контур.Школы.

Приглашаем бухгалтеров и главных бухгалтеров коммерческих организаций Бесплатно Самкова Н. А. Вебинар, 15 сентября, 10:00 мск Федорова Е.

Е. Вебинар, 22 сентября, 10:00 мск Конюхова Е.

В. Запись вебинара

Воинский учет в компании: кто ведет, кого учитывать, что сообщать, какие документы и штрафы

Не пропустите самое важное, что происходит в ИнтернетеПодписатьсяНе сейчасАвтор публикации: Юрист,Был(а) сегодня, 18:28 юрист, Куприков Михаил Сергеевич Написать сообщение Подписаться301 просмотров 93 дочитываний 18 мая 2021 в 21:42 Краткое содержание:У организаций есть много разных учетов: налоговый, бухгалтерский, кадровый. Но есть один учет, о котором многие в малом бизнесе даже и не подозревают — воинский. Что это такое и кто обязан его вести, постараюсь рассказать в этой статье.Такой учет обязаны вести все без исключения организации, независимо от организационно-правовой формы и количества работников.

Никаких исключений, в том числе для малых предприятий, нет.Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (подпункт 6 пункта 1 статья 8);Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (подпункт 11 пункта 1 статьи 9);Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (пункт 7 статьи 8);Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».Как вести учет, написано в «Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях» (утв.

Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017)Индивидуальных предпринимателей обязанность вести воинский учет не касается/Все граждане России обязаны состоять на воинском учете, за исключением

  1. женщин, не имеющих военной специальности;
  2. лиц, постоянно проживающие за пределами нашей страны.
  3. лиц, проходящие военную службу;
  4. лиц, отбывающие наказание в виде лишения свободы;

Под воинский учет в организациях попадают следующие работники:

  1. граждане, уволенные из армии;
  2. мужчины, находящихся в запасе;
  3. мужчины старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
  4. лица, освобожденных от призыва;
  5. сотрудники, обучившиеся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  6. мужчины призывного возраста (18-27 лет), не зачисленных в запас;
  7. работники, служившие альтернативно;
  8. женщины, получивших военные специальности.

За состояние воинского учета в организации отвечает, как обычно, её руководитель. Однако он вправе своим приказом назначить ответственного за военно-учетную работу.

В крупных компаниях обычно создают отдельное подразделение — военно-учетный стол.Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в организациях, по состоянию на 31 декабря предшествующего года.

Нормы указаны в Методических рекомендациях.Один работник, выполняющий обязанности по совместительствуПри наличии на воинском учете менее 500 гражданОдин освобожденный работникПри наличии на воинском учете от 500 до 2 000 гражданДва освобожденных работникаПри наличии на воинском учете от 2 000 до 4 000 гражданОдин освобожденный работникНа каждые последующие 3 000 граждан, состоящих на воинском учете. Военно-учетный работник выделяется при достижении каждых последующих полных 3 000 граждан, состоящих на воинском учетеРуководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.Воинский учет призывников и военнообязанных запаса ведется в личной карточке работников.

Её форма (Т-2) приведена в приложении 5 к Методическим рекомендациям.Порядок ведения и хранения личных карточек, а также заполнения разд. II этой карточки «Сведения о воинском учете» приводится в приложении 7 к Методическим рекомендациям.Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:

  1. для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  2. для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

При приеме на работу у гражданина надо проверить наличие документов воинского учета, а также посмотреть паспорт, есть ли там отметки о воинской обязанности.Работодатель имеет право отказать в приеме на работу мужчине, не предъявившему воинские документы.Список документов для воинского учета указан в пункте 39 Методических рекомендаций:

  1. картотеку личных карточек форм Т-2 и Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
  2. справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
  3. план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  4. журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ;
  5. другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  6. карточку учета организации (форма № 18);
  7. расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  8. приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;

Если выяснится, что работник не состоит на воинском учете, хотя должен, работодатель обязан в двухнедельный срок уведомить об этом военкомат. Работнику надо вручить направление в военкомат для постановки на воинский учет.После принятия на работу сотрудника, подлежащего воинскому учету, или его увольнения, надо в двухнедельный срок отправить в военкомат сведения.

Форма таких сведений приведена в приложении 9 к Методическим рекомендациям.По запросам военкоматов направляются в двухнедельный срок сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (форма приведена в приложении 10 к Методическим рекомендациям).Карточка учета организации по форме 18 заполняется по состоянию на 1 января каждого года и предоставляется в военкомат.В КоАП предусмотрена целая глава по нарушениям воинского учета. Не все статьи касаются учета у организаций, но три имеют прямое отношение:Статья 21.1Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, — влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб.Статья 21.2Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, — влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб.Статья 21.4 пункт 3Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.Проголосовали:10Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

  1. Да, как положено.
  2. Не знаю.

Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикацииОК Поделиться в социальных сетях: Автор публикацииЮрист, Подписаться Автор: (0), Пользователи: (1) Показать ещё комментарии (1)

Подписаться на уведомленияМобильноеприложениеМы в соц. сетях

© 2000-2021 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+