Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Можно ли деньги на депозит помещать по шариату

Можно ли деньги на депозит помещать по шариату

Можно ли деньги на депозит помещать по шариату

Разрешается ли в исламе размещать деньги в банках под процент?

+2The Question20 июня 2016 · 8,7 KИнтересно869К.э.н., Советник по исламской экономике и финансам, Совет муфтиев России, исполн.ПодписатьсяНет, разрешены только беспроцентные операции, договор о долге распространяется на текущие счета (которые могут быть у компаний), на платежные карты, которыми люди пользуются, но исключено какое-либо начисление процентов, бонусов и прочего.9 · Хороший ответ3 · 720Наверное не меня одного терзает вопрос «Почему?»Ответить9Показать ещё комментарииКомментировать ответ.Ещё 2 ответа261неполиткорректные вопросы на стыке антропологии, генетики, истории, культуры.ПодписатьсяВ исламских банках используется обходной путь, поскольку уплата процентов в исламе считается нелегальной. Поэтому финансовая система шариата берет определенную плату за использование денег, но она называется не процентами, а лизинговым обслуживанием. То есть поменялось лишь название (иначе банковская система вообще работать не будет — соответственно. Читать далее18 · Хороший ответ16 · < 100комментировать ответ.98юристподписатьсяссудный процент, риба, запрещен. но его нужно толковать следующим образом: речь идет о проценте, фиксированном заранее (1), начисляемом от суммы долга (2), представляющем из себя простую функцию времени (3), в ситуации, когда кредитор не берет на себя никаких рисков должника (4). вместе с тем, соглашения, в которых кредитор выступает партнером по. читать далее1 · хороший ответ ·>< 100комментировать>«Кокаин» с Джонни Деппом.

Реальная история о жизни выдающегося человека в среде наркобизнеса 80-x. Конец: десять мокрых носовых платочков из десяти.Хороший ответ7 · < 100комментировать ответ.вы знаете ответ на этот вопрос?поделитесь своим опытом и знаниямичитайте>Забыли ЭТА — бывшая баскская леворадикальная, националистическая организация сепаратистов, выступавшая за независимость Страны басков .ИРА — ирландская республиканская армия.24 · Хороший ответ10 · 30,3 K23Конечно, чем больше сумма, тем больше проценты по депозиту.Считаю, что это несправедливо.

Пословицы — это народная мудрость:»Курочка по зернышку клюёт» Многие держат свои небольшие сбережения дома, а была бы материальная заинтересованность, то понесли бы в банк. Ведь каждый хочет иметь какую-то сумму на «чёрный день», и чтоб она не обесценивалась, а, наоборот, росла.Хороший экономист-это бабушка с тремя классами образования.Об этом бабушки и говорят. За такие мизерные проценты ещё проблем себе наживешь, если банк закроется.Риск оказывается неоправданным.

25 · Хороший ответ2 · 25,6 K4,2 KИгры, путешествия и немного всего остального — так интереснее жить.

«Аллах сделал дозволенной торговлю и запретил проценты»

(«Аль-Бакара» , 275); «Искореняет Аллах процент и поощряет милостыню» («Аль-Бакара» , 276); «О вы, которые уверовали!

Не живите за счет лихвы, удвоенной или многократной, бойтесь Аллаха, и, быть может, вы преуспеете» («Али Имран» , 130).

Получение процентов считается большим грехом в Исламе. Ростовщичество запрещено в любом случае.4 · Хороший ответ3 · 2,9 K2,2 KБакалавр права, магистр финансовВ гостях, по незнанию.

Взяв в рот первый кусочек, ощутил незнакомый вкус — как будто слишком сочный и даже немного скользкий; переспросил хозяев дома, но меня, как и перед началом ужина, убедительно заверили, что это стопроцентная говядина.Съел ещё 3-4 кусочка.

Хоть и люблю мясо, понравилось мне не очень, но не потому, что свинина — это не вкусно, а потому, что лично для меня вкус был очень непривычен, жирен (ведь с самого детства я употреблял более «сухую» живность). Желания съесть ещё раз никакого нет. хотя иногда хочется попробовать жареные ломтики бекона — друзья говорят, это лучше, чем иной оргазм.P.S.

Аллах не наказал.63 · Хороший ответ9 · 7,6 K32Официальный канал Яндекс Кью «Московский Финансовый Центр» (МФЦ) · ОтвечаетЕсли не хотите вкладывать деньги в банк из-за низких процентных ставок, можно вступить в кредитный потребительский кооператив (КПК) и внести свои деньги в качестве сбережений. Процентная ставка намного выше (в два и более раз по сравнению с вкладами банков). При этом финансовые риски полностью застрахованы.

Кредитный потребительские кооператив работает строго под контролем Центрального Банка РФ.Очень важно выбрать надежный кооператив, обратив внимание на следующее:

  1. Реестр ЦБ;
  2. Членство в СРО.
  3. Срок работы;
  4. Наличие резервного и паевого фонда;

18 · Хороший ответ6 · 41,1 K

Ислам запрещает давать в долг под проценты. Но как зарабатывают банки в исламских странах?

21 ноября 2020Шариат – список нравственных ценностей мусульман, запрещает верующему давать деньги в долг или брать в долг под проценты.

А ведь это – основа существования любого банка.И кажется, что в мусульманских государствах банки не могут зарабатывать. Тем не менее, в богатейших ОАЭ, Катаре и Саудовской Аравии банки работают и получают солидную прибыль.При этом они предлагают все те же услуги, то и обычный банк: кредит и депозит. Но эти инструменты связаны с процентами, поэтому их приходится подстраивать под принципы шариата.

Поговорим о том, как работает исламский банк.Исламский банкинг (ИБ) – это применяемый по всему миру термин, который означает банковские услуги, соответствующие нормам шариата. Верующий мусульманин, пользуясь услугами такого банка остается чист перед своей верой, равно как и владелец банка.Займ под проценты в шариате называются «риба» – ростовщичество.

И это «харам» – грешное, запрещенное деяние.Говоря проще, исламский банк – финансовое учреждение, которое не нарушает правила шариата.Исламский банкинг составляет около 1.5% от всего мирового банковского оборота, а объемы активов этих банков ежегодно растут от 15 до 20%.Основной метод, который используется в ИБ, это партнерство. Когда человек заключает договор с банком на какую-либо услугу, они не становятся «кредитором» и «заемщиком», а вступают в сделку на равных правах.

Договоры шариатом не запрещены, а в некоторых толкованиях даже считаются обязательными.Баи бисаман аджил – это сделка с отсроченным платежом. Здесь подразумевается изменение цены товара. Допустим, я беру телевизор, который стоит 25 000 рублей.

Но с продавцом договариваюсь, что заплачу позже. Так как продавец делает мне услугу, соглашаясь на это условие, я обязуюсь вознаградить его за это небольшое партнерство.

И купить телевизор не за 25 тысяч, а, скажем, за 29 000. Но чуть позже.Формально, здесь нет никакого процента. А есть лишь надбавка за оказанную мне услугу (перенос оплаты).

Чуть более популярный принцип – Баи муадджал. Похожий метод, но несколько упрощенный.Баи салам – это оплата товара, который будет доставлен чуть позже. Банки используют этот принцип для инвестиций и получения прибыли.

То есть, когда человек приносит деньги на депозит, банк вместе с ним ищут, куда вложить эти деньги. Тут и пригодится принцип баи салам.В принципе, это фьючерс, который активно используется на фондовых биржах. Но без спекулятивного момента.

Спекуляция – харам. В баи салам цена установлена заранее, по принципу баи бисаман.Хиба – это подарок.

По сути, банк может «накинуть» вам процент по депозиту, но сделать это просто подарком, без каких-либо договоренностей, а по личному желанию.

Вместо ипотеки может быть применена иджара тумма аль баи.

Если говорить по-русски, это аренда с последующим выкупом. Банк внедряет в договор иджиры принцип баи бисаман и получает некоторую прибыль за счет роста стоимости квартиры, пока в ней живет человек.Кард хассан – это ссуда, то есть передача денег в долг, но без обязательного процента. Например, я даю вам 1000 рублей, и мы договариваемся, что вы вернете 1000 рублей.
Например, я даю вам 1000 рублей, и мы договариваемся, что вы вернете 1000 рублей.

Вы возвращаете тысячу в установленный срок и ссуда закрыта. Но вы можете добавить небольшую хибу на свое усмотрение.

Особенно, если хотите, чтобы я давал вам в долг и в будущем.Сукук – это исламские ценные бумаги. Сейчас это огромный сегмент фондового рынка, который растет на Ближнем Востоке и в Азии.

Один из важнейших принципов сукук – не вкладывать в харам.То есть, исламский инвестор не может вложить деньги в компанию, которая продает алкоголь, табак, свинину, дает в долг под проценты или занимается каким-либо другим видом харама.Если вам было интересно, пожалуйста, поставьте «Нравится» и подпишитесь на наш канал!

Когда деньги живут по законам шариата

Загрузка. Пожалуйста, подождите.

24 ноября 2010, 17:38 Автор: Жулдыз КАЛИЕВА Интерес к исламскому банкингу в нашем обществе за последнее время заметно возрос. Так, на днях в Казахстане появился Хаджевый фонд: отныне желающие совершить паломничество в Мекку и Медину, вложив небольшую сумму денег в этот финансовый институт, могут накопить в соответствии с требованиями шариата необходимую сумму.

Настоящие исламские банки, у которых весь набор услуг не противоречил нормам шариата, стали появляться в середине 1970-х годов: в 1975 году в Объединенных Арабских Эмиратах был основан Dubai Islamic Bank. В общих чертах принцип работы исламских банков схож с обычными коммерческими банками. Однако в отличие от них применяется совершенно другой подход к проценту.

Проценты — это харам Вообще, ислам не приемлет ростовщичества: деньги не являются самостоятельной ценностью, они лишь выражают стоимость других материальных активов, поэтому нельзя требовать мзду за пользование. Традиционные же банки как дают кредиты под проценты, так и начисляют на депозит проценты.

Поэтому исламские продукты отличаются от обычных. Понятие «процент» по шариату — это харам(действие, категорически запрещаемое и осуждаемое канонами ислама). Возьмем в качестве примера депозит.

Исламские банки работают по контрактам.

Если клиент, допустим, кладет деньги на депозит, то можно сразу определить, в какой проект они могут быть вложены.

То есть здесь главенствует принцип партнерства.

И прибыли, и убытки от проекта исламский банк и клиент несут в соответствии с предварительной договоренностью, по условиям контракта. Такой подход дает клиенту уверенность в том, что полученные средства не будут направлены на «затыкание текущих дыр», существующих, как правило, у банков и предприятий. Таким образом, основными принципами исламского финансирования являются запрет начисления вознаграждения в виде процентов, равноправное участие в рисках и прибылях, обеспечение денежных потоков реальными активами.

Гарантии гарантиям рознь Что касается гарантии возврата денег клиентов, то за последние годы отношение к страхованию исламских депозитов существенно изменилось. Как отмечают эксперты, в настоящее время во многих странах, где получило развитие исламское финансирование, успешно используется гарантирование исламских депозитов, несмотря на то что долгое время считалось, что применение традиционной системы исключено.

Причем подобная трансформация произошла в конце 1990-х годов, после того как несколько исламских банков в разных странах потерпели дефолт, например в Турции, где эти банки страховали депозиты самостоятельно. Однако денежных средств, которые удалось накопить этим финансовым институтам, оказалось недостаточно для того, чтобы компенсировать потери депозитариев. Наиболее удачно, по мнению экспертов, принципы и подходы шариата к современным реалиям адаптированы в Малайзии.

В этой стране смогли обосновать, что гарантирование необходимо, именно исходя из основного принципа шариата — «всеобщего блага». А принцип «маслахат»(обеспечение жизни человека, стабильности и благополучия общества) допускает подобное гарантирование. В итоге деньги используются в интересах населения, гарантирование депозитов защищает людей от возникновения у них впоследствии каких-то финансовых проблем.

Более того, такая поддержка финансовой стабильности также является благом для общества. Отметим, что в Малайзии одновременно разработаны основные принципы страхования исламских депозитов.

Деньги поступают в кассу в качестве страховых взносов от исламских банков, учитываются отдельно от традиционной кассы и инвестируются только в соответствии с принципами шариата. При этом корпорация по страхованию вкладов у них одна. Кстати, в этой стране предусмотрена одинаковая сумма гарантийного возмещения для вкладчиков и одинаковый размер страховых премий для банков.

Причем независимо от того, идет ли речь о традиционном банке или об исламском.

Правда, есть небольшое отличие: в случае банкротства финансового института по исламским депозитам существуют приоритеты выплат по различным счетам.

Так, по текущим счетам возмещение предполагается сразу, а по инвестиционным — в порядке очереди, согласно срокам разных инвестиционных депозитов. При этом у одного вкладчика могут быть несколько контрактов и ему придется терпеливо ждать своей очереди.

В Казахстане по действующему законодательству вклады пока не подлежат обязательному гарантированию. Сейчас этот вопрос изучается и обсуждается рабочей группой в Агентстве РК по регулированию деятельности Регионального финансового центра города Алматы(АРД РФЦА). Исламские нюансы Главным преимуществом исламского банкинга эксперты называют особую социальную ответственность исламских финансовых институтов перед обществом.
Исламские нюансы Главным преимуществом исламского банкинга эксперты называют особую социальную ответственность исламских финансовых институтов перед обществом.

Первостепенное значение имеет морально-этическая сторона бизнеса, в том числе беззалоговое финансирование, отсутствие штрафов, возможности отсрочки и списания долгов, а также благотворительность и борьба с бедностью.

Например, в шариате существует понятие «закят», так называемый налог в пользу нуждающихся членов мусульманской общины. Так вот, согласно этому правилу исламские банки собирают закят у акционеров и отдают полученные деньги бедным, то есть часть прибыли от хозяйственной деятельности выделяется нуждающимся либо используется на реализацию микропроектов в интересах бедных.

Или другой пример. Скажем, исламский банк осуществляет финансирование в рамках мурабаха(в переводе с арабского — перепродажа).

Это договор купли-продажи между продавцом и покупателем по согласованной цене, которая включает в себя прибыль от реализации товара. Поясним: продавец(банк) покупает сырье или оборудование от имени покупателя(клиента), затем перепродает ему же, но по завышенной цене.

Покупатель выплачивает требуемую сумму либо целиком, либо в виде частичных платежей. Причем все расходы, связанные с реализацией товара, а также риски, пока товар не будет доставлен покупателю, несет продавец. В рамках этого договора цена фиксируется на момент заключения договора купли-продажи.

Таким образом, даже в случае задержки в выплате цена не может быть увеличена. То есть клиент может выплачивать долг исламскому банку на протяжении длительного периода времени без дополнительных затрат, понятие пени отсутствует. При традиционном же финансировании, как известно, долг за просрочку может увеличиваться, что создает предпосылки для неустойчивости финансовой системы.

А что у нас? 17 марта 2010 года исламский банк Аль-Хиляль получил лицензию Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на осуществление банковской деятельности. Документ дает право на проведение финансовых операций в сфере промышленности, сельского хозяйства, недвижимости и туризма. Другой исламский банк, который должен заработать в следующем году, будет ориентирован на малый и средний бизнес и население страны.

Напомним, в конце июля этого года АО Fattah Finance, Банк развития Казахстана и государственная финансовая группа Малайзии AmanahRaya подписали соглашение по созданию в Казахстане второго по счету финансового института, действующего в соответствии с принципами шариата. Справка Ключевые правила, по которым функционирует исламский банкинг: общий запрет на проценты, запрет на спекуляцию и неопределенность, а также на азартные игры(лотерея, казино и т.п.). Помимо этого нельзя инвестировать финансы в производство и потребление алкоголя, проституцию, порнографию, переработку свинины и торговлю свиным мясом.

Сегодня в мире проживают около 1,3 млрд мусульман, из них 138 млн — в Индии и примерно 30 млн — в Китае. Поэтому с точки зрения доходности исламский рынок в настоящее время является самым быстрорастущим. Источник: 24 ноября 2010, 17:38 Источник, интернет-ресурс: Прочие Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев.

Возможно у вас отключен JavaScript Редактор 5 минут 10 минут 20 минут

    НОВОСТИ
    ПРАВО
    БУХГАЛТЕРУ
    АНАЛИТИКА
    АВТО
    МУЗЫКА
    ПЕРЕВОДЧИК
    АФИША

ПОЧТА х Логин @ vkurse.kz funs.kz bin.kz vzakone.kz Пароль Запомнить меня

    СЕРВИСЫ
    О НАС

© 1999 — 2017 Сетевое издание Zakon.kz

Как исламские банки получают прибыль, если давать и брать деньги под проценты запрещено?

Как исламские банки получают прибыль, если они не могут взимать проценты согласно Корану? В Исламе строго запрещено брать и давать деньги под проценты, но в то же самое время исламские банки — это наилучшее решения для всего человечества, так как эта экономическая модель исходит от Самого Творца жизни и людей. В этой статье рассказывается о принципах и видах исламского банкинга.

Мушарака. Прибыль или убытки распределяются между партнером и банком.

Это вроде как взаимный фонд прямых инвестиций.

Важно, что прибыль не является фиксированной и есть некоторые элементы риска. Иджара (аренда): банк покупает актив и сдает его в аренду клиенту.

Возможно, это может закончиться покупкой, аналогично договору аренды. Мубараха используется, в рамках активных операций банка, для целей экспортно-импортного финансирования и финансирования оборотного капитала, подробнее смотрите в видео. Важно понимать, что исламский банкинг основан на сильной системе ценностей и Сунны Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего.

Важно понимать, что исламский банкинг основан на сильной системе ценностей и Сунны Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего.

Исламская экономика уделяет большое внимание справедливости инвестиций в реальный сектор экономики.

Это гарантирует, что финансовый капитал не приводет к искусственному вздутию цен на активы.

Таким образом, вместо традиционных счетов с заданными процентными ставками, исламские банки предоставляют счета, которые предлагают прибыль / убыток.

Банк в свою очередь, покупает активы с вашими деньгами, которые генерируют доход для банка. Высокая степень риска и неопределенности не допускаются.

Все возможные риски должны быть определены для инвесторов и вся соответствующая информация раскрыта.

Подробное описание, что такое Сукук смотрите в видео. В Исламе брать и давать деньги под проценты запрещается, чтобы избежать накопления богатства без фактического принятия риска или тяжелой работы.

Исламские банки также должны гарантировать, что средства, которые они получают, не направляются в бары, ночные клубы, казино и т.д. В настоящее время большинство банков, разрабатывают специальные контракты по минимизации рисков и их воздействия. Следовательно, нынешняя ситуация очень близка к обычным банкам.

Тем не менее, некоторые банки в Европе демонстрируют более полное соблюдение шариата и они полагаются на заранее определенные доли чистой прибыли из партнерских договоров.

Как получают прибыль исламские банки без кредитов Основные категории исламского банкинга показаны ниже:

  1. Иджара — это договор лизинга. Иджара используется, в рамках активных операций банка, для целей лизингового и проектного финансирования. Основой сделки иджара является предоставление в пользование (аренда, лизинг) какого-либо определенного актива клиенту. Доходом банка от данной операции являются арендные платежи в рамках оговоренного срока пользования (аренды, лизинга). Основное отличие от западной модели финансового лизинга: — отсутствие в договоре иджара условий продажи актива; — физические риски актива несет банк; — продажа актива после окончания периода аренды в рамках сделки продажи (иктина); — возможность безвозмездной передачи актива при минимальном размере остаточной стоимости.
  2. Мушарака — это партнерство, в котором условия распределения прибыли согласовываются заранее. Используется, в рамках активных операций банка, для целей экспортно – импортного финансирования, проектного финансирования и при синдикациях, выпусках ценных бумаг , соответствующих нормам Исламского права (Сукук). Основой сделки мушарака является совместное участие Банка и Клиента в реализации какого – либо бизнес – плана (инвестиционного плана ) и совместное финансирование данного плана. Прибыль делится в оговоренных заранее пропорциях между Банком и Клиентом. Убыток разделяется в пропорциях, соответствующих долям участия в партнерстве.
  3. Мудараба используется для целей проектного финансирования, а также в синдикации и выпусках ценных бумаг (Сукук), соответствующих нормам Исламского права. Основой доверительного партнерства является участие Банка в обеспечении инвестиционного финансирования проекта (специального предприятия) определенного Клиента. Банк, в рамках такого финансирования, является «владельцем денежных средств», Клиент банка, именуемый «доверенным партнером» (мудариб) осуществляет организацию и управление проектом, обеспечивает управленческую, кадровую и техническую составляющую проекта. Прибыль от реализации проекта распределяется между Банком и Клиентом в соответствующих, договоренностям, долях. Убыток от реализации относится на результат Банка.
  4. Мурабаха. Это продажа с наценкой банка. При этом банк покупает товар и затем продает его клиенту на отсроченной основе. Доходом Банка от данной операции является наценка, устанавливаемая Банком в рамках сделки с Клиентом. Основной экономический смысл сделки заключается в отсрочке (рассрочке) платежей покупки актива у Банка.

Смотрите видео с Гейдаром Джемалем: он рассказывает об особенностях исламского банкинга и финансах, как исламская экономика работает без процентов?

Смысл: «Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (сура «Аль-Бакара», аят 275). Таким образом, Коран однозначно запрещает заниматься лихвой, и поэтому человек, считающий ростовщичество дозволенным, впадает в неверие.

В Коране сказано: Смысл:

«Если вы не оставите занятие ростовщичеством, то Аллахом и Его Посланником вам будет объявлена война»

(сура «Аль-Бакара», аят 289). Создатель человечества, Господь всех миров в заключительном Писании ниспосланном ко всем людям на Земле говорит: Смысл:

«Аллах удалит выгоду из ростовщичества, имущество, которое было смешано с лихвой, Он погубит, а воздаяние за имущество, которое было пожертвовано в милостыню, Он преувеличит»

(сура «Аль-Бакара», аят 276).

О наказании, которое понесут ростовщики, в Священном Писании говорится: Смысл: «Люди, пожирающие риба, т.

е. занимающиеся ростовщичеством, в Судный день воскреснут, подобно сумасшедшим, одержимым дьяволом» (сура «Аль-Бакара», аят 275).

Всевышний Аллах в Суре Аль-Бакара говорит: «Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный день], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца.

Это им в наказание за то, что они говорили: «Воистину, торговля — то же, что и лихва». Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил. Если к кому-либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи.

Его дела принадлежат Аллаху. (Коран 2:275) В суре Господь миров говорит: А те, кто станет [вновь давать в рост], — обитатели адского пламени на вечные времена. Аллах искореняет лихву и поощряет милостыню. Аллах не любит никого из неблагодарных грешников.

(Коран 2:276) Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: О вы, которые уверовали!

Бойтесь Аллаха и, если вы уверовали, простите ту лихву, что прежде причиталась вам.

(Коран 2:278) В аяе 279 суры аль Бакара Господь миров говорит: Если же вы не простите, так знайте, что Аллах и Его Посланник будут против вас. А если простите, то вам останется ваше первоначальное достояние.

Не творите произвола, тогда и над вами не свершится произвол» (Коран 2:279)

Хадис Мир вам.

Можно ли давать милостыню с процентов, которые накапливаются на моем банковском счету?

Вопрос: Ассаляму алейкум! У меня есть сберегательный банковский счет.

Проблема в том, что банк начисляет на эти деньги проценты. Я знаю, что ростовщичество запрещено в Исламе. Можно ли мне пожертовать эти деньги на строительство мечети, отдать в детдом, накормить бедняков или подарить их тому, кто не может отдать долг?

Отвечает: Ва алейкум салям ва рахматухлахи ва баракятух! Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин. Ростовщичество запрещено в Исламе. Ученые издали много фатв, которые гласят, что проценты, выплачиваемые банками, необходимо использовать исключительно на благотворительные цели.
Ученые издали много фатв, которые гласят, что проценты, выплачиваемые банками, необходимо использовать исключительно на благотворительные цели.

Не следует использовать их для собственных расходов, и они не учитываются при оплате закята.

Таким образом, разрешено жертвовать процентные накопления на благотворительность, но это не будет вознаграждаться как акт благотворительности.

Скорее человек будет вознагражден за акт покаяния и за очищение его денег от источников харама. На Ваш вопрос ответил шейх Монзер Кахф: «Принцип заключается в том, что рост, будучи наиболее распространенным видом риба, запрещается брать и отдавать. Это установлено в Коране, прежде всего в аяте 2:279, и во многих достоверных хадисах пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Согласно шариату, ростовщичества не должно быть вообще.

Это означает, что мусульманин не должен взимать проценты по долгу, который он может давать другим, и, следовательно, их не следует брать. Но это относится к отдельным плательщикам процентов, тогда как по отношению к банку это проблематично, поскольку банк берет на себя обязательство одалживать деньги, которые Вы вкладываете на процентной основе, другим людям, а оставление процентов банку позволит ему больше зарабатывать. Кроме того, банк будет обманывать Вас, бесплатно пользуясь деньгами с Ваших счетов.

Таким образом, фатва состоит в том, чтобы не оставлять сумму процентов, которую выплачивает банк, а использовать их, но не в качестве собственных денег, что, несомненно, будет харамом, а отдавая их на благотворительность. Другими словами, хоть эти деньги и харам для вас, они не харам для бедных, сирот и т. д. Следовательно, да, Вы можете использовать эти деньги, чтобы кормить малоимущих, давать их нуждающимся, детским домам и т.

д. И Вы можете добавить к ним деньги, заработанные халяльным способом, и выплачивать их в качестве милостыни. Тем не менее, мечети и копии Корана священны, и не следует использовать для этого такие деньги». Всевышний Аллах знает лучше. Рейтинг426ПросмотровПоделиться

Могут ли мусульмане пользоваться услугами банков?

Встречаются люди, которые утверждают, что риба – часть нарождающейся культуры взаимоотношений между людьми, достижение, на которое опирается наша жизнь и потому быть культурным человеком без риба невозможно.

Вопрос: Каково отношение правоверных к банковской системе? Могут ли мусульмане пользоваться услугами банков — получать в финансово-кредитных учреждениях ссуды, открывать счета, покупать акции, играть на фондовых биржах?

Как относится к подобным вещам Шариат? Ответ: В основе банковской системы лежит получение прибыли за счет процентов или риба.

Риба бывает двух видов. Первый вид – так называемая, «риба насия» имеет в виду просроченные долги, увеличением срока просрочки возрастает и сама сумма долга.

Этот вид риба был распространен во времена джахилии и имел особо извращенный и жестокий характер. О степени ее недозволенности есть упоминание и в Благородном Коране.

Второй вид носит название «риба фадль». О том насколько запретно и недозволенно ее использование раскрывается в риваятах, которые были переданы из уст Губадату ибн ас-Самитом и Абу Сагидом аль-Худри. Известно высказывание Абу Сагида:

«Не обменивайте один дирхем на два дирхема, так как есть вероятность впасть в риба»

.

Использование риба фадль недопустимо потому как она является ступенью к применению риба насия.

Некоторый оттенок сомнения в использовании риба фадль вносит утверждение ряда сахаба и таби’инов таких, как хазрати Абдуллах ибн Умара (есть риваят о том, что впоследствии он отказался от своих слов) ибн Аббаса (сомнительно, что он пересмотрел свой взгляд) Усама ибн Зейд, Ибн аз-Зубейр, Зейд ибн Аркам, Сагид ибн аль-Мусайиб, Горва ибн аз-Зубейр о том, что данный вид риба допустимо в использовании. Основанием для их этого утверждения служит следующий благородный хадис,

«риба возможна лишь в том случае, когда некая сумма выдается на определенный срок»

.

Этот хадис упоминается в в двух книгах «Сахих», которые переданы Усамой ибн Зейдом.

Заметим, что если бы недозволенность риба-фадль была упомянута в Коране, то это служило бы веским доводом и не оставляло бы места к различным противоречивым мнениям.

Проценты начисляются на сумму и недозволенность-харам риба фадль становится очевидной.

Когда возникает потребность в средствах и клиент вынужден прибегнуть пользованию услугами банка, Шариат допускает применение риба-фадль. Извлечение процентов-прибыли из банковских услуг, когда клиент ввиду того, что вынужден воспользоваться средствами банка, но, не переступая черту, за которой наступает риба-насия будет полезно.

Однако отличить эту тонкую грань способны лишь лица, имеющие специальное образование и соответствующий опыт. Вполне допустимо, когда процентная система банка не причиняет урон заемщику и с точки зрения Шариата разрешается пользование услугами этого банка, несмотря на то, что большинство улемов считают использование риба – недозволенным деянием.

Рассматривая вопрос о извлечении прибыли из ссужаемой суммы, хукмы Шариата ставят целью предостережение и предупреждение правоверных от недозволенного и порицаемого в Исламе.

Встречаются люди, которые утверждают, что риба – часть нарождающейся культуры взаимоотношений между людьми, достижение, на которое опирается наша жизнь и потому быть культурным человеком без риба невозможно. Якобы народы, не пользующиеся преимуществами риба, лишены возможности интеллектуального и экономического развития.

Однако эти утверждения лживы по своей сути. Ведь в том случае, когда все народы, отказавшись от риба, примутся добиваться прибыли естественным образом (извлекая ее из торговли, промышленности и земледелия) и поддерживая неимущих не прибегая к риба, их жизнь станет прекрасной и будет строиться на милосердии, взаимопомощи и доверии, благодаря чему они достигнут больших высот. Арабский мир достиг своего высшего могущества и процветания когда исламское общество не знало что такое риба.

Запрет ее со стороны Ислама позволило культурному возрождению народа, достижению им благоденствия. Потому что Шариат позволяет человечеству корректировать свои деяния в этой жизни и достойно готовиться к предстоящей, воспитывать и поправлять свой нафс. Прошли те времена, когда какой-либо народ или отдельная нация имели возможность жить обособленно.

В настоящее время весь мир представляет из себя рынок, а мусульмане вынуждены вступать в торгово-экономические отношения со странами, в которых экономика и финансы находятся в прямой зависимости от риба. Так что количество народов и стран, которые не могут вступить в торговые, финансовые взаимоотношения, чтобы избежать процентной политики банков, сведено к минимуму.

Естественно, тот человек, который способен обойтись без услуг со стороны банковских структур, без начисленных ими процентов, должен сторониться всего этого. В противном случае не следует терять свое место в рыночных отношениях, свертывать свой бизнес и терпеть крах. В этом случае необходимо придерживаться следующего правила:

«По мере разумной необходимости в разумных пределах запретное возможно на некоторое время превращается в дозволенное – халяль»

.

Суть данной проблемы подробно раскрывается в благородных аятах и хадисах, в изречениях исламских правоведов и ученых.

(прим.: касаясь вопросов риба, следует заметить что во времена издания данного журнала проблемы получения кредита в банке и открытия счета с целью накопления средств еще не были досконально изучены.

И только за прошедший век мусульманские ученые, изучив опыт деятельности банковской сферы пришли к единому мнению о том, что и получение процентов с сумм, и выдача кредитов, безусловно, запретно и является харамом. Сие деяние отражается разрушительным образом на экономике государства и превращает простых людей в рабов в финансовом отношении).
Сие деяние отражается разрушительным образом на экономике государства и превращает простых людей в рабов в финансовом отношении).

Islam-Today

Загрузка. Пожалуйста, подождите.

В исламских банках доходность вкладов может быть выше, чем в традиционных Владимир Третьяков Популярность исламского финансирования растет во всем мире. На сегодняшний день оборот исламских финансов превышает 2 трлн долларов и в ближайшие годы может достигнуть 3 трлн долларов.

О том, как работают исламские банки, чем они привлекательны для рынка и какие мифы о них существуют, в интервью корреспонденту рассказал заместитель председателя правления АО «Исламский банк «Al Нilal» Елтай Мухамеджанов. — Многие люди, когда речь идет об исламском финансировании, воспринимают его как деньги из стран исламского мира.

Что скажите? — Активы, деньги исламских финансовых институтов не привязаны к конкретным странам.

Они могут привлекаться из разных источников.

Принципы работы данных институтов основаны на канонах шариата и в первую очередь подразумевают партнерство банка и клиента. В некоторых странах, например, в Турции, исламские банки называют participation bank.

Финансируя какой-то проект, исламский банк разделяет с клиентом риски.

Принимая средства от вкладчиков, исламский банк делит с ними прибыль, которую получает в результате финансирования проектов. За этим следит независимый орган, который напрямую подчиняется совету директоров, так называемый совет по шариату. — Кроме того, есть мнение, что исламское финансирование — это бесплатные деньги.

Как вы думаете, почему? — Вероятно, этот миф объясняется условиями, по которым работают исламские банковские продукты. Исламские принципы финансирования подразумевают в первую очередь партнерство банка и клиента.

Финансируя какой-то проект, исламский банк разделяет с клиентом риски. В исламском финансирования отсутствует спекулятивная составляющая. В традиционном банкинге есть продукты, которые позволяют игрокам рынка продавать активы, которых они не имеют.

На языке банкиров это называется «шортить» — играть на понижение. К примеру, вы ожидаете, что какая-то компания переоценена и можете сыграть на понижение, то есть продать акции, не владея ими. Когда эти акции падают в цене, снова выкупаете их назад и получаете на этом доход.

По шариату это запрещено, нельзя продавать то, чего не имеешь. В традиционном банкинге можно выдать заем, потом переупаковать его и продать другому банку. Сабпрайм-кризису 2008 года во многом как раз способствовали такие сделки.

В исламском финансировании можно продавать заем, но сохраняя при этом установленные на момент выдачи условия. Кроме того, штрафы и пени не могут идти в доход банка, а направляются в благотворительные фонды.

Добавлю, что исламские банковские продукты доступны для всех вне зависимости от религии. Еще пример. Предположим, предприниматель взял оборудование в лизинг у исламского банка. В какой-то момент техника дает сбой и предприниматель не может использовать и зарабатывать на ней.

В этой ситуации он сообщает банку о проблеме и до момента возобновления работы техники приостанавливает платежи. — Вы имеете в виду, по аналогии заемщик начинает думать, что исламские банки в принципе самые терпеливые? Кроме того, существует мнение, что стоимость денег в исламских банках меньше, чем в традиционных.

Так ли это на самом деле? — Да.

Однако средства, получены они в традиционном или исламском банке, нужно возвращать.

Исламские банки это такие же коммерческие организации. Разница в том, как они получают эту прибыль. Стоимость денег не связана с тем, является банк исламским или традиционным.

Стоимость денег зависит от стоимости фондирования. — Расскажите, в чем заключаются особенности исламского банкинга в сравнении с традиционным?

— Риба, то есть взимание процентов по кредитам, по шариату запрещена, но разрешена торговля.

Банк, например, покупает квартиру или автомобиль и потом с наценкой продает клиенту. То есть в основе исламского финансирования лежат торговля и партнерство, запрет на спекуляции.

Теперь депозиты. В исламском банкинге это инвестиционные инструменты, основанные на объединении капитала клиента, знаний и опыта инвестирования банка. Клиент доверяет управление своими средствами банку, а банк инвестирует их в проекты с последующим распределением прибыли между собой и клиентом.

Депозиты объединяются в инвестиционный пул, а затем инвестируются в не запрещенные шариатом проекты. У нас два вида депозитов: вакала и мудараба. По вакала банк и клиент договариваются о размере ожидаемой прибыли, по мудараба — о ежемесячной пропорции распределения прибыли.

Это может быть 40/60 до 50/50 в зависимости от суммы вклада. — А продукты кредитования? — Розничное кредитование мы пока не запустили. Мы планируем запустить ипотеку, кредитные карты, беззалоговые кредиты, автокредитование.

Сейчас решается, по какой схеме будут работать эти продукты в Казахстане. Первый вариант — через продукт мурабаха.

Банк покупает актив и с наценкой продает его таким образом, что транзакция проходит немедленно, то есть клиент сразу вступает в права владения.

Второй вариант через продукт иджара — клиент получает актив в собственность, когда проводит последний транш.

До того момента он выступает в роли арендатора. Вторая схема значительно удорожает сделку, так как налог на имущество у юридических лиц выше, чем налог на имущество физлиц.

Если банк покупает недвижимость, держит на своем балансе, а клиент проводит арендные платежи, то эта сделка оказывается в конечном итоге значительно дороже.

— В Казахстане ставки по депозитам и кредитам регулируются Нацбанком.

Но у исламских банков как таковых ставок нет. Значит, они могут накручивать прибыль по своему усмотрению?

— Регулятор следит за нами так же, как за другими участниками рынка.

Уровень доходности по финансированию Нацбанк рассматривает эквивалентно ставкам других банков.

Что касается вкладов, то исламские банки могут предлагать доходность выше, чем рекомендовано регулятором, поскольку депозиты являются инвестиционными. — Какими источниками фондирования пользуются исламские банки? Наверное, они тоже не берут в долг?

— В исламских банках, как и в традиционных, источником фондирования являются займы, привлеченные депозиты, собственный капитал.

В исламских фининститутах займы выпускаются в виде сукуков, а в традиционных в виде евробондов. Сукуки — это аналог евробондов, но разница в том, что в сукуках присутствует актив, который генерит прибыль. Например, портфель ипотечных займов, по которым идут потоки выплат.

Создается SPV, ему передается актив, аккумулирующий денежные потоки, с которых выплачивается вознаграждение держателям облигаций сукук. — Существуют ли у исламских банков требования к «чистоплотности» клиентов? Например, интересует ли их, как был заработан первый капитал?

— Есть определенные требования к клиентам, которые предъявляются как традиционными, так и исламскими банками. Сегодня нельзя прийти с мешком денег в банк и положить их на депозит.

Нужно доказать, что эти деньги заработаны легальным путем.

— Если рассматривать рынок мирового капитала, то какова доля исламских финансов?

— Традиционные глобальные финансовые рынки огромны и хотя исламское финансирование показывает хорошую динамику роста, оно составляет очень малую его часть. Исламское финансирование относительно молодое — оно появилось всего 40−50 лет назад. Однако многие традиционные банки уже интересуются исламскими финансами, не только в Казахстане, но и в целом в странах СНГ.

Сбербанк неоднократно заявлял о своем интересе к продуктам исламского финансирования. В Казахстане законодательство не позволяет открывать так называемые исламские окна, то есть отдельные подразделения в традиционном банке.

На сегодняшний день в Казахстане в сфере исламского финансирования, помимо нас, представлены АО «Заман-Банк», который недавно получил лицензию, лизинговые компании АО «Аль Сакр Финанс» и АО «Казахстанская Иджара Компания».

— Какие у вас прогнозы по развитию исламского финансирования в Казахстане? — Мы ожидаем, что по мере увеличения игроков на рынке исламского финансирования доля исламских финансов будет увеличиваться.

На сегодняшний день Al Нilal Вank занимает около 1% рынка.

Как только на рынке появится несколько игроков, то в течение нескольких лет этот показатель может вырасти до 5−6%.

31 октября 2017, 10:32 Источник, интернет-ресурс: Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку .

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+