Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Кто такой тунеядство

Кто такой тунеядство

Кто такой тунеядство

Тунеядство в СССР. Закон и последствия

23 марта 2018Одна из отличительных черт СССР как модели существования пусть не всего мира, но его солидной части, — порождение явлений законами, а не законов явлениями. Одно из таких явлений — тунеядство.

Сам по себе указ об усилении борьбы с тунеядством был прост как пара трехкопеечных, но он породил еще чуть-чуть и культуру: обозвав тунеядцем, можно было обидеть, а это уже устои.Тунеядцы существовали, существуют и будут существовать всегда, каким бы ни был строй: хоть кровавый режим, хоть анархия, хоть настоящая до боли в сердце демократия, хоть республика, хоть вакханалия. Даже при рабовладельческом строе 100 % находились и рабы, и надсмотрщики, предпочитающие отлежаться под лавкой, вместо того чтобы пахать наравне с однокашниками.

Но в СССР натянули вожжи: механизм юридической машины запускали редко, точечно, но путем пропаганды добились раздутого эффекта, и последствия не заставили себя ждать.Как всё начиналосьВ мае 1961-го Верховным советом был ратифицирован указ об усилении борьбы с тунеядцами и разработан комплекс мер по устранению трудовой незанятости как явления.

«Паразитирующий» образ жизни был объявлен вне закона, выбран главным общественным злом, и как общественное зло, вдобавок к общественному же порицанию, влекло за собой вполне ощутимое (в отличие от порицания) уголовное наказание. Каждый член полезного в масштабе планеты общества должен был заниматься полезным в масштабе этого общества трудом.

Понятие «незамужняя домохозяйка» исчезло полностью, лишь иногда запретной дымкой маяча в разговорах о «за бугром»: женщины обязаны были работать всё тот же 8-часовой рабочий день; исключение составляли беременные, кормящие, воспитывающие максимум до 3-х лет (далее функцию воспитания брало на себя полезное общество) и являющиеся официально домохозяйками при сильно занятых мужьях.Человека, не работавшего на дело строительства коммунизма более 4-х месяцев подряд или год в целом, признавали тунеядцем. Так как не каждый труд приносил пользу в рамках планетарной задачи, появились «борзые». Их так именовали не из-за борзости повышенной степени, а от нежелания расшифровывать аббревиатуру БОРЗ – без определённого рода занятий (как БОМЖ – без определённого места жительства).

«Борзыми» стали не только маргиналы и реальные тунеядцы, но и все, живущие на нетрудовые доходы. Здесь случилась мешанина: впахивающие как папа Карло фарцовщики, хотя по ним рыдала пара других статей, попали в один ряд с не менее впахивающими белошвейками, берущими заказы на дому.

Незамужние и бездетные барышни, не желающие посвятить свою жизнь выстраиванию коммунизма на местном заводе резиновых изделий разных номеров, тоже были признаны паразитками. Попали под каток и представители свободных творческих профессий: поэты, писатели-нечлены Союза писателей, художники, актёры, архитекторы (все эти мечтатели) и фрилансеры любого рода деятельности.

В СССР схема была такова: из прибыли предприятия в доход государства шло 96 %, оставшиеся 4 % делили между собой в равных долях снабжение, пенсионный фонд, зарплата, модернизация производства. Все, кто смел не вносить свою долю в эти 96 %, автоматически превращались в тунеядцев, и нередко поэтам приходилось мести дворы, чтобы не поехать в неожиданный «отпуск».

На чьей шее сидели паразиты, непонятно, поскольку пособия неработающим не платили, так как труд в стране был не только правом, но и обязанностью. Однако именно как паразит Иосиф Бродский отправился в Сибирь не за свежими впечатлениями добровольно, а по этапу.

Суды были скорыми, приговоры отнюдь не пропагандистскими, милиционеры и дружинники – полными рвения.Солидная часть ещё остававшейся творческой интеллигенции отправилась рубить лес. Однако свято место пусто не бывает, и взамен интеллигенции пришла другая прослойка: не сказать, что интеллигентная, но точно творческая.

Борьба с тунеядством обогатилась: вспышка пропаганды набрала силу сверхновой, народ проникся, и тунеядцы приобрели пусть неофициальную, но классификацию.Кто ты, тунеядец?Клан тунеядцев начал прибавлять в количественном показателе в обход всех правовых норм. Дама живет за мужниной спиной?

Тунеядка! Тут уже пошел явный перекос, явление стало самостоятельным (на осинке родилась апельсинка): закон даму тунеядкой не считал, а народ считал, и карикатуристы его поддерживали. Холёная барышня могла вставать пополудни, потом три часа заниматься причёской, ногтями, туалетами, но в глазах государства была в своем праве.

А в глазах затюканных женщин, вынужденных вставать к стиральной доске и плите после нешуточного рабочего дня где-нибудь на кирпичном заводе, право сие было дамой нагло узурпировано. Если затюканные женщины бесхитростно считали холёных «стерв» поголовно тунеядками, то карикатуристы и авторы фельетонов поделили их на два типа: дипломированная приспособленка и просто дура без диплома. Аналог просто дуры без диплома – нынешняя гламурная светская «львица», занимающаяся собой, модой, собой, чтобы «вынести» себя в свет в должном виде.

Дипломированные приспособленки – околонаучные барышни, предпочитающие пригреться под крылом старика-профессора, вместо того чтобы читать лекции о силе слова русского где-нибудь в деревенском клубе перед заснувшими от усталости доярками.Еще один вид рода «Тунеядец» семейства «Паразит» – молодой человек, находящийся на иждивении родителей или бабушек-дедушек.

Каким-то непостижимым образом представители вида умудрялись модно и даже с шиком одеваться.

Скорее всего, молодёжь не брезговала фарцой, но показывали их вымогающими пенсии у бабушек.

Обыгрывали карикатуристы и фельетонисты и ситуацию с «упакованными» по последней моде девицами, болтающими по телефону, лёжа на диване, на фоне все той же затюканной жизнью женщины, то бишь матери.

То, что девица вполне могла быть отличницей как минимум Бауманки, в расчет не бралось: тунеядка!

Если рядом с диваном не было избы, уже почти вспыхнувшей, или коня, прядающего ушами в ожидании юной амазонки, готовой на подвиги в режиме 24/7, то есть к остановке упомянутого коня или тушению наконец-то вспыхнувшей избы, то девушку записывали в паразитки.Довольно интересной, а главное, небезосновательно выделенной формой тунеядства была учёба, и насмешники продёргивали горе-студентов только так. В 70–80-х поступить в институт считалось необходимостью, «пэтэушники» автоматически записывались в неудачники сразу после получения аттестата об окончании 8-ми классов общеобразовательной. «Удачливые» поступали куда угодно и как угодно, выбирали институты не по призванию, а по проходному баллу, учились абы как чему-нибудь.

Такая учёба стала одной из форм тунеядства для сатириков, и они резвились по полной программе, продёргивая «студентов» почем зря. Ну и, собственно, ради кого все затевалось: главные тунеядцы – свободные художники, поразительно единодушно попадавшие в разряд диссидентов благодаря несдержанным «антисоветским» речам и нежеланием творить по шаблону. Стоило бедолаге перейти грань, как тут же запускалась юридическая машина, и горе-революционера перемалывала 209-я статья.

Универсальная правовая норма: не было никакого смысла копаться в бульдозерных выставках, расследовать происхождение и распространение самиздата – достаточно было всех упечь за тунеядство. Понимали это и большинство неглупых свободных художников, благодаря чему сложилась анекдотическая ситуация, позволившая позже высмеивать государственное образование такого высокого уровня, что редко можно было встретить дворника или истопника без диплома одного из ведущих гуманитарных вузов СССР.На каждый лабиринт найдется… ну, пусть будет Ариадна, так что к началу 90-х сесть по 209-й мог только совсем наглец или совсем дурак, а тунеядец окончательно поселился в сатирических «штучках», перестав раздражать народ (превратился в мем).

Причиной тому и сам народ: записывая в тунеядцы не являющимися таковыми согласно закону, свели на нет саму борьбу.

В 1991-м статья благополучно почила в бозе благодаря появлению закона «О занятости населения».

Впрочем, и закон не при делах: тунеядство де-юре может существовать лишь в обществе, где труд – обязанность. Сейчас у нас есть только право: можем мы трудиться, и никто за это не накажет. А работу еще надо поискать: согласно статистики, около 6 % россиян не могут найти вовсе никакой, где уж тут паразитировать.

А работу еще надо поискать: согласно статистики, около 6 % россиян не могут найти вовсе никакой, где уж тут паразитировать.

Кто такие тунеядцы? Это и основные законы

Наверное, каждый из нас в кино, литературе или жизни неоднократно слышал о тунеядстве. Что же это такое и кто попадает под данное определение? В общем, тунеядцы — это люди, которые ведут паразитический образ жизни.

В Советском Союзе можно было получить наказание за такой вид существования. Слово «тунеядец» произошло от устаревшего наречия, которое означало «даром» или «бесплатно», а также глагола «есть».

Поэтому тунеядство — суть дармоедства. Также «тунеядец» (значение слова мы рассмотрели), имеет и синоним — социальный паразитизм.

Под данным термином понимается существование человека или группы людей за счет других. Закон о тунеядстве появился в СССР в 1961-м и просуществовал до 1991 года.

Суть его заключалась в том, что каждый совершеннолетний гражданин, проживающий на нетрудовые средства и уклоняющийся от общественно полезного труда, привлекался к ответственности.

Ответственность убрали 5 декабря 1991 года.

Сегодня данный термин в законодательстве РФ не применяется. «Тунеядцы» — это слово, которое начало использоваться в некоторых документах еще в Российской Империи.

Однако наказания за такой образ жизни предусмотрено не было. Хотя закон о тунеядстве и не был принят, но в определенных табелях значились упоминания о тунеядцах. В те времена существовали бездельники в основном за счет родственников, при этом следовало лишь неодобрение общественности.

В СССР тунеядцы — это личности, ведущие паразитический образ жизни за счет общества в целом, а не отдельных граждан. После прихода к власти большевиков начались существенные преобразования. Заключались они в том, что у богатого населения забиралось имущество, которое использовалось для ускорения построения социализма.

Тогда же стали появляться первые привычные значения того, кто такие тунеядцы. Это были граждане, которые далеки от сознательного пролетариата.

Они, по мнению Ленина, должны были перевоспитываться. В 1918 году была принята Конституция РСФСР. Главным, что вошло в нее, стали права работающего и эксплуатируемого народа.

Граждане, которые проживали на деньги, заработанные нетрудовым путем и использовали наемный труд, были лишены политических привилегий.

В 1936 году в соответствии с двенадцатой статьей труд в Советском Союзе считался обязанностью и делом чести всего народа, который способен работать. Начал использоваться принцип поговорки «кто не работает, тот не ест».

В 1951 году появилось постановление, в соответствии с которым усилилась борьба с нищенством и паразитическими элементами. Однако на первых порах это не дало особого результата. Судили граждан по данной статье неохотно.

За два года понес наказание за нищенство лишь один процент от общего количества данного ряда граждан. 4 мая 1961 года был принят указ об усилении борьбы с лицами, ведущими паразитический образ жизни. Согласно данному постановлению, люди, нежелающие честно работать и избегающие общественного труда, а также получающие прибыль запрещенными способами, обязаны быть выселенными в определенную местность.

Срок переселения варьировался от двух до пяти лет.

При этом происходила которое было получено нетрудовым путем.

В дальнейшем осужденное лицо должно было привлекаться к труду по месту переселения. Приговору подвергались граждане, которые не прислушались к призывам встать на путь честного труда. Кто считается тунеядцем, мы рассмотрели, теперь перейдем непосредственно к тому, кто попал под действия постановления.
Кто считается тунеядцем, мы рассмотрели, теперь перейдем непосредственно к тому, кто попал под действия постановления.

Уже через три года в соответствии с законом было сослано тридцать семь тысяч человек. При этом под действия закона попал инженер-технолог, который покинул рабочее место и получал прибыль от разведения кроликов.

Также был сослан пожарный, занимающийся трудом на собственном земельном участке и получающий прибыль от продажи выращенных овощей и фруктов. Были случаи, когда данный указ применялся для преследования преступников по политическим мотивам. Ярким примером может выступать Иосиф Бродской.

В Советском Союзе граждане, которые были осуждены по данному закону, именовались аббревиатурой БОРЗ. Расшифровывается она как «без определенного рода занятий».

Каждое разбирательство начиналось с того, что судам требовалось для начала скрупулезно проверить срок неучастия лица в трудовой деятельности и причины.

Боролись с тунеядством вплоть до 1991 года. Затем последовало принятие Закона о занятости населения.

В соответствии с ним было отменено уголовное наказание за тунеядство, а также признана безработица. Впоследствии термин «тунеядство» в законах стран СНГ не применялся. По мнению многих специалистов, тунеядство является отличным условием для появления лиц, вовлеченных в преступную деятельность.

Ведь именно люди, не имеющие постоянной работы, нередко прибегают к получению прибыли незаконными путями. Главные условия, предрасполагающие лиц БОРЗ к преступной деятельности:

  1. Желание получать доход без ведения трудовой деятельности.
  2. Общение с подобными элементами (БОРЗ).
  3. Достаточно много свободного времени.

Главные преступления, которые совершаются лицами без определенного рода занятий:

  1. Часто прибегают лица БОРЗ к изготовлению и продаже порнографической продукции, а также к с целью получить прибыль.
  2. Заработок при помощи мошенничества.
  3. Наиболее распространено воровство.
  4. Нередко лица БОРЗ прибегают к вымогательству денежных средств.
  5. Частым способом заработка выступает попрошайничество.
  6. Нередко прибегают к хулиганству.
  7. Нередко вынуждены прибегать к получению прибыли посредством грабежа.
  1. 16.03.2016
  2. 0

Поделиться:

Раньше называли просто — тунеядство. А сейчас — самоопределение

16 июляНаписал я тут как-то, что в 23 годика человек (девушка тоже, я вот уверен — девушка тоже человек) если не учится, то вполне способен содержать себя.И что тут началось!Пришли девушки и даже юноши, рассказывать мне, какой я противный-злой-нехороший, не понимаю: если ребенка родили — то это на всю жизнь.

Посади себе на шею, уж ножки дитятко свесит само.А то ведь ребенок — даже в двадцать три годика — существо психически оченно нежное. И физически тоже оченно нежное. Ежели оно не определилось с тем, кем хочет быть в будущем, то надобно кормить, поить, одевать и всячески за ушком начесывать — мол, тунеядничай, детонька, определяйся…Очень хотелось вставить сочный русский матерок в конце этой фразы.

Но…что поделать, таковы реалии!Их можно определить двумя постулатами:Молодежь не хочет работатьМолодежь хочет потреблятьДа, есть исключения из этого правила, но… Исключений становится все меньше, а соответствий — все больше.Самые интеллектуально продвинутые подводят под это дело (потреблять, не работая) целую идеологическую базу — мол, если человек, не определившись, в своих жизненных стремлениях, отправится пахать, то у него ни сил, ни возможностей, ни здоровья потом чего-либо достичь, не хватит.А если родители не могут ему этого обеспечить — это плохие родители, которым не надо было ребенка рожать.Красиво, конечно.

Рекомендуем прочесть:  Какая доплати за кандидата наук

И, поначалу, даже не знаешь, что на это ответить. Потому как реально, не дашь же пинка собственной кровинушке, не отнимешь у него (нее)тарелку супа или сосиску.Так и будешь кормить, одевать да содержать, пока нежное дите «определяется».Вот только (по секрету скажу), пока это самое дите будет тянуть, всеми силами пытаясь продлить свою сладкую беззаботную жизнь, поезд его возможностей навсегда свалит с вокзала, напоследок попыхтев в небо черным траурным дымком.Потому что пока «ребенок», почесывал бочка, другие — те, что предпочли для начала наработать фундамент будущего — пахали.

Учились. Или работали, для того чтобы учиться.

И, когда новоявленный Илья Муромец (неважно кого пола) встанет с печи, никому он даром не нужен будет.Выбирая между двумя одновозрастными соискателями, любой работодатель предпочтет того, кто имеет опыт работы и представление о трудовой дисциплине.

Никому из работодателей не интересны работники с душевными метаниями и поисками себя. Для нас это означает только одно: лентяй может забить на свои обязанности и подставить всех в любой момент. Так что лесом, полем, морем…Так что у меня совет родителям: если у вас в доме такой вот, самоопределяющийся, объясните: все поиски себя — исключительно за свой счет после 18 лет.
Так что лесом, полем, морем…Так что у меня совет родителям: если у вас в доме такой вот, самоопределяющийся, объясните: все поиски себя — исключительно за свой счет после 18 лет.

Не учишься — работай. Не работаешь?

Ну…не ешь.А на крики о том, что вы плохие родители — соглашайтесь.Да, плохие.А что поделать, не мы такие, жизнь такая. Будете по шерстке гладить — так до самого вашего конца и просидит определяющийся у вас на шее.Кстати, опыт многих- знакомых показывает: закручивание финансовых гаек очень благотворно действует на скорость самоопределения.

Тунеядец — история слова

3 июняЭтимология следует из старославянского. Где наречие «втуне» означает «зря» или «напрасно», а «ядец» — «едок», точнее даже: «любитель поесть».В самом начале шестидесятых годов Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ об «Усилении борьбы .» — далее следовал длинный список разновидностей тунеядцев и паразитов.Однако, главными врагами объявленной кампании были назначены вовсе не полные бездельники.

Точнее говоря, граждане, что занимались иной деятельностью.

Идущей вразрез с обликом «строителя коммунизма».

При этом извлекающие нетрудовые доходы.Очень хорошо помню детали этого явления из своего советского детства. Хлебный магазин на окраине Казани. Рядом выезд из города, где по дороге множество райцентров и поселков.

Заходят деревенские товарищи с мешком за плечом. Принимаются складывать в них буханки ржаного хлеба за 16 копеек.

Окрик продавщицы: «Сейчас милицию вызову!»Смысл в том, что хлебом откармливали свиней, мясо которых реализовывали на рынке.

При всем прочем, числясь в колхозах, получая зарплату, премии, льготы и пенсии.В городах начали выявлять иную разновидность тунеядцев. Тех, кто сдавал жилье внаем. Как правило, в Москве, Ленинграде и в Крыму. Или занимался всякого рода . Типа кустарного промысла, стройки и починки бытовой техники.Досталось и тунеядцам из научно-творческой среды.

Наиболее известный представитель описываемых событий — Иосиф Бродский.13 марта 1964 года ленинградский нарсуд постановил выселить Бродского на пять лет в Архангельскую область на трудовые работы. За тунеядство.Огребли свое и лица, обозначаемые в милицейских протоколах аббревиатурой «БОРЗ» — «без определенного рода занятий».

Проститутки, попрошайки, картежники.

Отдельной строкой проходили самогонщики.Надо сказать, что подобная кампания борьбы с бездельниками — далеко не первая за советскую историю.Принцип «Кто не работает, тот не ест» неоднократно встречается в работах Ленина.Произошедшее сейчас совершенно не поддается логике тех времен.

Миллионы людей вынуждены бездельничать. При всем своем желании что-то делать.Думаю, что про «фрилансера на удаленке» люди бывшего СССР вообще бы ничего не поняли.

Наверняка, назвав его «тунеядцем».Что касается фразы, «Кто не работает, тот не ест», впервые она встречается в Новом Завете у апостола Павла.Во Втором послании к Фессалоникийцам, где звучит немного иначе:Вот такая история. Надеюсь, вам было интересно. Благодарю за внимание.

Кто такой тунеядец?

Дети хотят знать18 ноября 2021 · 1,3 KИнтересно1195ПодписатьсяТунеядец это человек, который не хочет ничем заниматься, не хочет зарабатыватьсебе на жизнь, и живет за чужой счет.

Еще называют «дармоед», то есть тот, кто хочет все получать просто так, даром. 4 · Хороший ответ · 1,1 KКомментировать ответ.Вы знаете ответ на этот вопрос?Поделитесь своим опытом и знаниямиЧитайте также921Я думаю, что вопрос не совсем корректный.

Слово -Зачем- указывает на цель, а не на причину.

Если речь действительно идёт о цели, то она не может быть бездумной, а если о причине, то формулировка вопроса неверная.Короче говоря, цели рожать много детей у бедняков, как правило, нет, а вот причина очевидна — это пофигизм. То есть, людям наплевать как эти дети будут расти, что есть, где учиться, во что одеваться и т.д., их это никак не заботит.

Они просто живут в своё удовольствие и стараются ничем не напрягаться (обременяться), даже мыслями, раздумьем и планированием.21 · Хороший ответ4 · 3,6 K1,1 KПрезидент Российского общества сомнологов, засл.

врач РФ, д.м.н., профессор. Эксперт по. · Если лунатиз возник в детском возрасте, то обычно он проходит к периоду полового созревания.

С ним обычно ничего не делают. Он не влияет на физическое или психическое развитие человека. Но может создавать неудобства в социальном или профессиональном плане.

Например, людей с лунатизом не берут в ФСБ или разведку. Ведь, можно выболтать секреты.Какого-либо специфического лечения, которое позволило бы вылечить лунатизм нет. Можно применять препарты, которые уменьшат его проявления, но длительный прием этих препаратов опасен в плане развития зависимости.

Если же лунатизм внезапно появился во взрослом возрасте, то необходимо обследовать человека на предмет дегенеративных заболеваний мозга, инсульта, болезни Альцгеймер или опухоли мозга.

1 · Хороший ответ · 1,2 K194Я как москвич и как все мои друзья, коллеги и соседи тоже называю Собянина оленеводом.

Делом в том, что с приходом Собянина на пост мэра Москва превратилась в бесконечную стройку по перекладыванию плитки, асфальта и бордюров.

Вырубаются парки, закрываются поликлиники, а каждый свободный метр земли застраивается многоэтажными «человейниками» и новыми и новыми торговыми центрами. Ввиду этого, жить в Москве москвичам стало ужасно некомфортно, несмотря на то, что развешанные по городу гирляндочки и итальянские деревья в кадушках в центре города так нравятся приезжим. Вот поэтому москвичи и прозвали Собянина оленеводом, мол потому, что тебе не городом нужно управлять, а вернуться в родную тундру и там пасти оленей.209 · Хороший ответ15 · 12,9 K7,4 KДуховный учитель в традиции вайшнавизмаЛень – это когда не хочется делать что-то одно, но для другого у нас есть время и энергия.

Апатия или депрессия – это когда не хочется делать ничего.156 · Хороший ответ3 · 9,3 K112ДизайнерВ world of Warcraft если игроки орды напишут в общий чат «lol» то игроки альянса видят это не иначе как «kek» (разница в языках фракций).

Так что по сути это лол.125 · Хороший ответ13 · 21,6 K

masterok

«Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы.

Кто хочет поработать?» — фраза из кинофильма Леонида Гайдая «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1965), ставшая на долгие десятилетия крылатой и почти фольклорной, в глазах первых зрителей фильма имела свою предысторию. В речевом обиходе советских граждан начала 1960-х гг. слова «тунеядец», «бездельник» и прочие бранные эпитеты, обозначающие тех, кто почему-либо уклонялся от дарованного Конституцией 1936 г.

слова «тунеядец», «бездельник» и прочие бранные эпитеты, обозначающие тех, кто почему-либо уклонялся от дарованного Конституцией 1936 г. «права на труд» (статья 118), отсылали к закону о борьбе с тунеядством, а точнее — к указу 1961г.

«Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими паразитический образ жизни»

и к принятой на основании этого указа статье 209 УК РСФСР.В советском обществе гражданин был обязан работать, причем источником «законных» доходов могла быть лишь одобряемая партией деятельность. Все остальное подпадало под категорию «нетрудовых» заработков.

С теми, кто по разным причинам не вписывался в социалистическую систему труда, государство поступало как с преступниками и моральными отщепенцами.После 1917 года большевики начали проводить социально-экономические преобразования, которые должны были поспособствовать скорейшей победе в Гражданской войне и построению социалистического общества.

Конституция РСФСР 1918 года лишала живших на нетрудовые доходы граждан избирательных прав.Обязанность трудиться закрепили и в сталинской Конституции 1936 года.В главном законе страны Советов был провозглашен принцип «кто не работает, тот не ест». В 1951 году антиобщественными элементами признаются бродяги и попрошайки, а также официально безработные.

К ним применяли меры воздействия в виде высылки из городов и небольших сроков тюремного заключения. В следующие несколько лет правоохранительные органы задержали около 450 тысяч человек. Среди них было много инвалидов войны, которые не могли работать по объективным причинам.

После смерти Иосифа Сталина наступает эпоха ограниченной либерализации общественно-политической жизни – «оттепель».Но если в сталинское время борьба с «паразитизмом» оправдывалась тем, что послевоенный СССР испытывал дефицит рабочих рук (то есть в основе гонений была экономика), то при Хрущеве борьба с ним получила идеологический подтекст.Предтечей уголовной статьи за тунеядство стал указ Верховного Совета от 5 октября 1956 года «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Казалось бы, только-только страна пережила нашествие германского нацизма, делившего нации на плохие и хорошие, и сталинизм с его коллективной ответственностью нации (депортации), как вновь появляется ущемление по национальному признаку.

По этому указу около 10 тысяч цыган было выслано на сроки от двух до пяти лет в северные районы как «злостные паразиты», занимающиеся гаданием и попрошайничеством. Местные власти с азартом начал громить цыганские стоянки и насильно сдавать детей цыган в интернаты.Впервые стройное идеологическое обоснование под борьбу с «паразитизмом» было подведено в 1957 году. Тогда в советских газетах появился проект закона

«Об усилении борьбы с общественно вредными паразитическими элементами»

, предусматривавший их разделение на две группы: «совершеннолетних, работоспособных граждан, ведущих антиобщественный паразитический образ жизни и злостно уклоняющихся от общественно полезного труда», и «граждан, живущих на нетрудовые доходы».

Тогда же появилось и понятие «тунеядец».

Под ним, кроме «паразитов», стали понимать лиц, сознательно уклоняющихся от труда, а также разного рода «индивидуальных предпринимателей» (туда попадали и «извлекающие нетрудовой доход с приусадебного участка»).

Конец 1950-х — это время нового гонения на верующих, и в категорию «тунеядцев» стали включать представителей разного рода сект, по религиозным принципам отказывающихся от работы на государство.С 1960-х годов в советской пропаганде иностранный термин «паразитический образ жизни» стал вытесняться русским термином «тунеядство» (согласно толковым словарям – жизнь на чужой счет, чужим трудом, паразитизм, безделье).Несколько ослабевает и государственный контроль над «паразитизмом».

Но уже в 1961 году указом

«Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда»

Коммунистическая партия начала активное наступление на «нежелающих трудиться» граждан, а также тех, кто имел доход от эксплуатации жилой площади, земельных участков или транспортных средств. «Колхоз пашет, а он руками машет», говорили о таких.Компетентные органы могли привлечь гражданина к ответственности по статье 209 Уголовного кодекса «Тунеядство», если тот не трудился «во благо социалистической Родины» в течение четырех месяцев.

Исключение составляли женщины, на воспитании которых находились маленькие дети.

В случае признания вины гражданина судом ему грозила ссылка. Срок – от двух до пяти лет. Имущество осужденного при этом могли конфисковать как нажитое «нечестным путем».Тогда же закрытые социологические исследования показали, что около половины людей, привлекавшихся по 209 статье, — случайные люди, попавшие под раздачу из-за нерасторопности местных властей.

Так, характеризуя причины и условия своего поведения, большинство опрошенных (21,2 %) назвали отсутствие профтехучилища, где они могли бы приобрести профессию.

16,8 % обследованных заявили, что не выполняют норм выработок из-за отсутствия достаточного фронта работ. Большинство осужденных (80 %) не имели постоянного места жительства и лишь 18,3 % были жителями городов. Объясняя причины бродяжничества, 50,8 % опрошенных лиц указали на отсутствие желания прописаться там, куда отправили их после отбытия наказания.Почти четверть осужденных за тунеядство (22,2 %) работали на частных работах.

Людей, заявлявших о принципиальном несогласии работать где-либо, была половина (50,6 %).Характерен и тот факт, что сама формулировка 209-й статьи менялась четыре раза (в 1975, 1979, 1982, 1984 годах).

Власти то ужесточали ее (до одного-двух лет лишения свободы), то смягчали (исправительные работы и снова введение ссылки). В брежневское время негласно под тунеядцами стали понимать асоциальные элементы — алкоголиков, наркоманов, бродяг, придерживающихся криминальных установок («работать западло»). С ними участковые вели профилактические беседы, да и сами тунеядцы и паразиты научились обходить систему — именно тогда появилось «поколение дворников и сторожей».

На «липовые должности» устраивалась не только богема, но и цеховики, верующие, различного рода чудаки — все те, кого тогда было принято называть «антисоветским элементом».Обвиненных в тунеядстве в СССР называли людьми без определенного рода занятий — сокращенно БОРЗ. От этой аббревиатуры в криминальном жаргоне и появилось слово «борзый», которое приобрело значение наглого и самоуверенного типа, не подчиняющегося установленным обществом нормам, отказывающегося жить по правилам социума.Выявлением и отловом «паразитирующих бунтарей» занималась милиция.

В случае если у правоохранительных органов не хватало сил, за дело брались активисты-дружинники.К сожалению, под каток статьи 209 зачастую попадали творческие люди, которые не вписывались в рамки, определенные Коммунистической партией. Самым известным «тунеядцем» советской эпохи был Иосиф Бродский. В 1964 году была организована масштабная травля поэта.

Весной того же года состоялся суд. Бродский получил по максимуму – пять лет принудительных работ. «Перевоспитываться» его отправили в отдаленный совхоз «Норинское» Архангельской области.Друг Бродского Евгений Рейн вспоминал, что в ссылке «тунеядцу №1» отвели половину избы.

В совхозе опальный поэт занимался уборкой урожая. В свободное от работы в полях время он продолжал писать стихи.

Как-то Бродский признался, что пребывание в «Норинском» было самым счастливым периодом в его жизни. Впрочем, был он там недолго: через полтора года под давлением зарубежной общественности срок Бродскому сократили.Всего с 1961 по 1965 год по статье 209 осудили 37 тысяч человек.

Рекомендуем прочесть:  Споры на ногтевых пластинах

Но далеко не всех из них постигла та же участь, что и гениального поэта. Дело в том, что партийные руководители в северных областях забросали Москву просьбами не присылать к ним осужденных за тунеядство.

Мол, и работы для них недостаточно, и крышей над головой их обеспечить нет возможности. Другим известным «паразитом» советской эпохи был писатель Владимир Войнович.В 1980 году его выслали из СССР и лишили гражданства, однако через 10 лет он все же сумел вернуться на родину.

Под статьей в свое время мог оказаться и Виктор Цой.

Чтобы не попасть под раздачу музыкант в 1986 году устроился на работу в котельную – известную в определенных кругах «Камчатку», позднее ставшую культовым местом для поклонников таланта певца.

За нелегкий труд он получал небольшие по тогдашним расценкам деньги – 95 рублей (для сравнения: средняя зарплата рабочего составляла 120 руб.).Но деньги для Цоя были не главными: работа сутки через трое оставляла время для творчества. Впрочем, в тот период пик борьбы с тунеядством уже миновал. Апогея кампания против «паразитов» достигла при Юрии Андропове в 1983-1984 годах.

Затем на смену дряхлым и косным вождям пришел сравнительно молодой Михаил Горбачев, начавший либерализацию в общественно-политической и экономической сферах.

Статья 209 потеряла свою актуальность к концу 1980-х.Антрополог Татьяна Ластовка в журнале «Антропологический форум» (2009, № 14) описывает несколько приговоров тунеядцам в Томском областном суде и суде Кировского района Томска:«Приговор № 106 от 10 мая 1972 года по делу гражданина М.В ноябре 1968 года М. устроился на работу на Томский завод режущих инструментов, начал пить и в августе 1969 года был уволен с завода как самовольно оставивший производство.

До 29 октября 1969 года М. не работал, жил на иждивении бабушки, затем устроился на работу в Тимирязевский лесхоз, где проработал до 14 января 1970 года и уволился.

До мая 1971 года М. не работал, пьянствовал. 10 мая временно устроился на работу в землеустроительную экспедицию, где проработал до 15 июня и самовольно оставил работу.М. был подвергнут приводу в органы милиции, где ему было сделано официальное предостережение об устройстве на работу.

По день ареста не работал, жил и питался у бабушки в Курлеке, пил, когда его угощали друзья.Согласно заключению наркологической экспертизы М.

является хроническим алкоголиком, нуждающимся в принудительном лечении. Противопоказаний к этому не имеется, а поэтому суд считает необходимым направить его на принудительное лечение от алкоголизма в период отбывания им наказания».«Приговор № 1-194/78 от 10 июля 1975 года по делу А., ранее судимого по части 1 статьи 209 УК РСФСР, приговоренного к 6 месяцам лишения свободы, освобожденного по истечении наказания, отрицательно характеризующегося, признанного наркологической экспертизой хроническим алкоголиком, преданного суду по части 2 статьи 209 УК РСФСР.Проживая в семье матери, А.

систематически вел паразитический образ жизни, не работая в 1977 году 8 месяцев, а в 1978 году вообще не работал. В то же время вел разгульный образ жизни, пьянствовал, вымогая деньги у матери и бабушки. В этом же году он дважды — в 1978 году 1 февраля и 24 июня 1978 года — был предупрежден об уголовной ответственности по статье 209 II УК РСФСР, но на работу не устроился и продолжал пьянствовать.Суд приговорил: А.

признать виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 209 II УК РСФСР и подвергнуть его лишению свободы по указанной статье на срок один год шесть месяцев с содержанием в ИТК строгого режима. Применить к А. принудительное лечение по поводу хронического алкоголизма».Доля осужденных по статье 209 УК РСФСР в общем числе осужденных была относительно небольшой, составляя в целом по республике 6—7 %.

Лишь в Москве и Сочи этот показатель был в разы выше — по 14 % от всех уголовных дел. Реальным сроком заканчивались лишь 10—12 % от общего числа дел по тунеядству.Статья 209 оставалась хорошим способом воздействия на диссидентов.

За политическую деятельность многих из них увольняли с работы, а новую найти не давали возможности.

Хроника «Московской Хельсинкской группы» приводила множество примеров, как власти преследовали диссидентов за тунеядство.А в последний год существования СССР приняли закон «О занятости населения в РФ», в соответствии с которым официально неработающих перестали преследовать, а тем, кто потерял работу, стали выплачивать социальные пособия. Тем не менее слово «борзый» попало в современный список самых употребляемых жаргонизмов.

Хотя сегодня уже мало кто знает, каким образом оно появилось в нашей лексике.Периодически о желании наказывать тунеядцев выступают и представители российской власти.

Летом 2013 года такую инициативу предложило законодательное собрание Самарской области, ее поддержала член Комитета СФ по социальной политике Валентина Петренко: «В СССР действовал закон о тунеядстве, согласно которому отлынивавшие от работы подлежали уголовной ответственности.

Думаю, неплохо было бы к нему вернуться. Многие же просто не хотят работать: им легче жить на пособие, перебиваться попрошайничеством, переезжать из города в город якобы в поисках лучшей жизни. Закон же, как мне кажется, мог бы быть неким сдерживающим фактором.

Хотя бы часть людей осознали, что за уклонение от труда их ждет не пособие по безработице, а суровое наказание».Представители белорусских и российских властей не просто ссылаются на советский опыт по борьбе с тунеядством, но и в качестве основного объекта преследования видят «паразитов» — людей, ведущих асоциальный образ жизни.

Однако в СССР тунеядство трактовали гораздо шире.[

Тунеядство Тунеядец

Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы.

Кто хочет сегодня поработать ?

… Операция «Ы» и другие приключения Шурика Братцы, помогите разобраться, Относить правительство куда?

Термин применимый – тунеядство?.

(Жизнь за счёт народного труда) Стихотворение «С праздником, тунеядцы!» Тунеядство как качество личности – склонность жить на чужой счёт, чужим трудом.

Раньше тунеядство преследовалось по закону, а сейчас — вершина успеха. Hа суде адвокат (А) защищает тунеядца-алкоголика (Т).

А) — Сжальтесь, товарищи судьи, у подзащитного было трудное детство, но еще не все потеряно, наверняка среди его родственников есть порядочные люди, и они помогут ему встать на ноги.

Скажите, подсудимый, кто ваш отец? Т) — Умер от цирроза печени. А) — А мать? Т) — В психушке. А) — Сестра?

Т) — Ошивается по вокзалам. А) — А брат? Т) — В медицинском институте.

А) — Он студент? Т) — Нет, он в банке. А) — ? Т) — Он с двумя головами родился.

Тунеядец не желает исполнять обязанности, возложенные на него самой природой. Интересно, что слово «тунеядство», образовано слиянием устаревшего наречия «туне», означающего «даром», с глаголом «ясти» то есть «есть», «питаться».

Тунеядство не поддерживается ни одной духовной традицией.

Любая религия говорит о том, что человек должен работать, чтобы прокормить свою семью. Тунеядец считает, что он никому ничего не должен, что не его дело содержать свою семью так, чтобы семья была счастлива. Философ Вячеслав Рузов считает, что тунеядцем можно назвать того, у кого не хватает денег на собственных детей.

Ни одна духовная традиция не говорит: — Не работай, пользуйся обносками, ешь объедки, пусть твои дети болеют, страдают, заражаются чужими инфекционными заболеваниями и кожными грибками. Законы семейной жизни для всех одинаковы.

И неважно, какой традиции следует человек. Он должен работать очень серьезно, чтобы поддерживать свою семью.

Это факт. И никто не может ему сказать, что ты должен не работать, и пусть твоя семья делает, что хочет, иди по помойкам, собирай одежду — это очень подозрительно.

Здоровый человек должен работать. Всё очень просто. Тунеядец считает не зазорным подбирать выброшенные вещи. Работяга очень удивится, если вы принесёте ему свои старые носки и скажете:

«Вот тебе носки, я себе новые купил, вы хороший человек, и я вам их дарю, может, пригодятся»

.

Это очень подозрительно всё. В СССР тунеядцы очень не любили статью 209 Уголовного кодекса. Под «тунеядцем» стали понимать лицо, сознательно уклоняющееся от труда.

На XXII съезде председатель КГБ СССР Александр Шелепин выступил с программной речью, в которой обрушился на паразитов и тунеядцев:

«Советские законы — самые гуманные в мире, но их человеколюбие должно распространяться лишь на честных тружеников, а в отношении паразитических элементов, всех тех, кто живет за счет народа, законы должны быть суровы, ибо указанная категория лиц — это наш внутренний враг»

.

В мае 1961 года вступает в силу указ

«Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни»

. Теперь для того, чтобы попасть под действие статьи 209 УК РСФСР, достаточно было не работать более четырех месяцев в году.

Отсутствие соответствующих записей в трудовой книжке служило основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Исключение составляли только женщины, воспитывающие малолетних детей. Наказанием для тунеядцев стала высылка в специально отведенные местности на срок от двух до пяти лет и обязательное привлечение к труду по месту поселения.

В СССР лицам, обвиненным в тунеядстве, присваивалась аббревиатура — БОРЗ (без определенного рода занятий), а несколько позже в уголовной среде появилась формулировка на жаргоне — «борзой», то есть человек стойко не желающий работать. Жукналист Павел Пряников рассказывает, что выявление и отлов тунеядцев возложили на МВД, но их сил на это не хватало, и тогда на помощь милиции пришли так называемые общественные суды — группы активистов, состоящие из дружинников, комсомольцев, партийных и хозяйственных деятелей.

Фактически до половины тунеядцев проходили через этих активистов.

Через три месяца действия Указа в служебной записке для Бюро ЦК КПСС приводилась статистика: «В РСФСР выявлено 130 тысяч тунеядцев. После проведения разъяснительной работы большинство лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда, приступило к работе на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах.

Самый известный в советской истории тунеядец — поэт Иосиф Бродский. После масштабной травли в газетах он чуть не умер в камере от сердечного приступа, а весной 1964-го получил максимальное наказание по 209 статье — пять лет принудительных работ на Севере. Как сообщала советская печать,

«постановление суда было встречено горячими аплодисментами людей с честными рабочими руками»

.

«Перевоспитывался» Бродский в совхозе «Норинское» Архангельской области, где он провел чуть менее полутора лет (под давлением мировой общественности приговор поэту был сокращен). Поэт Евгений Рейн вспоминал про жизнь Бродского в ссылке: «Были у него несколько раз.

Ему там отвели половину избы, очень просторной, уютной. В основном он занимался стихами, иногда их вывозили на какие-то работы.

Он помогал убирать урожай, раскидывал на поля навоз. Как потом рассказывал сам Бродский, это было самое счастливое время в его жизни. Помню, поехали вместе с Найманом поздравлять его с 25-летием.

Привезли икры зернистой, водки ящик, американские сигареты и японский радиоприемничек. Очень хорошо отпраздновали. А через несколько месяцев его амнистировали.

Жан-Поль Сартр попросил председателя Верховного Совета повлиять на ситуацию, и это сработало». За четыре года действия Указа судьбу Бродского (но не с таким счастливым финалом) разделили 37 тысяч человек, всего же было выявлено 520 тысяч тунеядцев.

Выслали бы больше, чем 37 тысяч, но власти северных областей, куда отправляли «паразитов» (Архангельская и Пермская область, Удмуртия и Коми — всего около тридцати регионов) засыпали Москву бесконечными жалобами, что не могут принять такое число ссыльных. Аргумент их был прост — для тунеядцев нет ни работы, ни жилья. В 1965 году высылка тунеядцев была отменена.

Вместо этого их привлекали к труду по месту жительства. Поэт Сергей Михалков высмеял тунеядцев в басне «Шарик– Бобик»: У ресторана «Горная вершина», Где ждут курортников и шашлыки и вина, С утра до вечера крутился тихий Пёс. Всем посетителям равно хвостом виляя, На трезвых не рыча, на пьяного не лая, Он повседневно здесь своё дежурство нёс.

Пёс откликался на любую кличку, И это у него вошло в привычку: Окликнут Шариком — он вмиг хвостом вильнёт. «Эй, Бобик!» — он уже к чужой коленке льнёт, А сам глядит в глаза — глядит и не моргнёт! «А ну, Дружок! Поди сюда, собачка!» — Собачка тут как тут — и ей уже подачка: Кидает чья-нибудь рука То косточку от шашлыка С кусочком сладкого, поджаренного жира, То птичье крылышко, то просто ломтик сыра… Нет, хлеба не искал курортный этот пёс — От хлебного куска он воротил свой нос… Его собратья сторожат жилища, На складах тявкают, врага по следу ищут — Несут служебный долг, гордясь своим постом, А этому милее кров и пища, Добытые глазами и хвостом… *** Любых мастей и видов тунеядцы!

Ведь это вы попали в басню, братцы!

Петр Ковалев 2015 год Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/ Posted on Posted on Posted on

Что такое тунеядство?

28.09.2016 14:17 2537 Категория: Вице-премьер РФ Ольга Голодец заявила о , предусматривающего введение платежей за использование социальной инфраструктуры неработающими трудоспособными гражданами (в СМИ такой сбор прозвали «налог на тунеядство»). Об этом она рассказала, выступая в Совете Федерации. Инициатива предусматривает уплату определенной суммы в бюджет субъекта РФ.

Статья по теме Ранее в мае 2015 года замглавы Федеральной службы по труду и занятости Михаил Иванков заявлял, что рассматривается вопрос о введении некоего социального сбора, уплачивать который должны все официально нетрудоустроенные граждане в возрасте старше 18 лет, кроме зарегистрированных безработных, студентов, пенсионеров и представителей некоторых других категорий. Тунеядством принято считать длительное проживании совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда.

Существительное «тунеядство» имеет церковнославянское происхождения, которое образовано слиянием устаревшего ныне наречия «туне», означающего «даром», «бесплатно», «безвозмездно», с глаголом «ясти» (означающего «есть», «питаться»). В России тунеядство не считается преступлением. Уголовная ответственность за тунеядство действовала в СССР с 1961 по 1991 год.

Вопрос-ответ Согласно статье 209 УК РСФСР устанавливалась ответственность за три разные формы паразитического существования:

  1. попрошайничеством
  2. занятие бродяжничеством
  3. ведение иного паразитического образа жизни

Под наказание попадали лица, проживающие на нетрудовые доходы более четырех месяцев подряд или в общей сложности в течение года. Тунеядство наказывалось лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на тот же срок.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+