Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Автомобильное право - Изменения в страховании автомобиля в 2020 году

Изменения в страховании автомобиля в 2020 году

Как может измениться ОСАГО с 2020 года

20 июля 2020Правительство предлагает пересмотреть подход к определению стоимости страхования ОСАГО. Из формулы планируют убрать наиболее спорные коэффициенты, сделав стоимость полиса более справедливой. Разберёмся, какие изменения могут ожидать страхование ОСАГО в 2020 году, что предлагает правительство России в новом законопроекте.Ещё осенью 2018 года в Госдуме проходили парламентские слушания по поводу реформирования ОСАГО. Подготовленный в правительстве проект закона — результат работы над теми предложениями, которые появились именно тогда.Главное, что предлагается — отменить коэффициенты, связанные с территорией использования автомобиля и его техническими характеристиками.Коэффициенты, которые используются при определении стоимости ОСАГО, в принципе не безупречны.

А зависимость цены страховки от адреса регистрации страхователя и технических характеристик транспортного средства и вовсе выглядят странно.Логика территориального коэффициента понятна, хотя и ошибочна. Считается, что в большом городе с большим потоком транспорта попасть в ДТП проще.

Поэтому ОСАГО для местных жителей стоит дороже. В небольшом городе или деревне риски меньше.

Проблема лишь в том, что россияне не всегда проживают там, где они зарегистрированы. Многие жители мегаполисов зарегистрированы в небольших городках или сельской местности. Для них ОСАГО может быть в полтора-два раза дешевле, чем для “прописанных” в том же крупном городе автомобилистов.Многие за последние годы и вовсе освоили практику регистрации “у бабушки в деревне” ради экономии на обязательном страховании автомобиля.Привязанный к мощности двигателя коэффициент и вовсе выглядит как оброк.
Для них ОСАГО может быть в полтора-два раза дешевле, чем для “прописанных” в том же крупном городе автомобилистов.Многие за последние годы и вовсе освоили практику регистрации “у бабушки в деревне” ради экономии на обязательном страховании автомобиля.Привязанный к мощности двигателя коэффициент и вовсе выглядит как оброк.

Едва ли мощные автомобили попадают в аварии чаще, чем менее мощные. А вот стоят они дороже, содержат их более состоятельные люди. А значит, государство путём повышения стоимости ОСАГО для владельцев более мощных автомобилей фактически вынуждает их субсидировать страхование для тех, кто пользуется транспортом попроще.Территориальный коэффициент ОСАГО предлагается отменить уже с 1 января 2020 года.

Коэффициент мощности двигателя планируют упразднить позже — с 1 октября 2020 года.Вряд ли. В том же законопроекте по изменению правил ОСАГО в 2020 году правительство предлагает механизм компенсации страховщикам ”негативного эффекта” от отмены двух коэффициентов.Выглядеть этот механизм будет так. Страховые компании смогут выходить за рамки установленного Центробанком коридора базовой стоимости страхового полиса.

С 1 января до 30 сентября (после отмены территориального коэффициента) установленный ЦБ коридор можно будет расширить на 40% в обе стороны. Начиная с 1 октября (после упразднения коэффициента мощности двигателя) отклонение может составлять до 30%. В пояснительной записке к проекту закона прямо говорится — страховым компаниям разрешат выходить за коридор базовой ставки, чтобы сохранить их “экономическую мотивацию” к работе с ОСАГО.По сути для рядового автомобилиста реформа ОСАГО 2020 года мало что изменит.
В пояснительной записке к проекту закона прямо говорится — страховым компаниям разрешат выходить за коридор базовой ставки, чтобы сохранить их “экономическую мотивацию” к работе с ОСАГО.По сути для рядового автомобилиста реформа ОСАГО 2020 года мало что изменит. Формально два коэффициента отменят, но фактически страховщики компенсируют это, увеличивая базовую ставку при определении цены полиса.За счёт чего стоимость ОСАГО действительно может снизиться, так это за счёт другого предложения правительства.

В законе могут закрепить право автомобилистов использовать данные с телематических устройств, которые фиксируют манеру управления автомобилем. Более аккуратные водители будут иметь право на скидку при оформлении страхового полиса ОСАГО.По всей видимости, под телематическими устройствами подразумеваются устройства Эра-ГЛОНАСС, которые установлены на всех новых российских автомобилях и иномарках, которые продаются в нашей стране.

Помимо прочего, они фиксируют ускорение при разгоне и торможении.

Признаком аккуратного водителя, судя по всему, будет являться манера езды с плавными разгонами и плавными замедлениями.Очевидно, такое нововведение будет выгодно в основном обладателям новых автомобилей. Устанавливать устройство Эра-ГЛОНАСС на подержанный автомобиль только ради скидки на ОСАГО — идея не самая обоснованная.

Такое устройство стоит от 30 тысяч рублей и более.Тем не менее, на перспективу эта норма закона довольно справедливая. Спустя несколько лет, когда автомобилей с телематическими устройствами станет достаточно много, водители с аккуратной манерой езды смогут платить за страховку меньше, чем опасные лихачи.Страховая сумма за вред здоровью или жизни потерпевшего с 1 января 2020 года может вырасти до 2 миллионов рублей.Как пишут авторы законопроекта в пояснительной записке к документу, увеличение страховой суммы за вред жизни и здоровью устранит диспропорцию, которая существует на страховом рынке.

Дело в том, что максимальные компенсации при обязательном страховании ответственности перевозчиков или владельцев опасных объектов заметно выше, чем суммы по закону об ОСАГО.Наконец, ещё одно нововведение обяжет пострадавших в ДТП информировать страховую компании о том, где и когда будет проводиться независимая техническая экспертиза автомобиля после ДТП. Это позволит страховщикам отправлять на место диагностики своего представителя. Так злоупотреблений при проведении подобных экспертиз будет меньше.Все описанные новинки — пока всего лишь предложение кабинета министров.

Законопроект будет рассматриваться депутатами Госдумы. Возможно, при этом какие-то положения значительно изменятся. Также в окончательной версии закона могут появиться положения, которые пока в нём не содержатся вообще.Мы будем следить за продвижением этого закона через парламент.

В 2020 году ОСАГО могут ожидать довольно значимые изменения. Знать о них — важно для большинства автомобилистов.Оригинал статьи на нашем сайте:

ОСАГО-2020: автомобилистов ждут большие изменения

Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва» «Таким образом, страховщики могут применять тариф еще более индивидуально. Сейчас для всех жителей определенной территории страховщик устанавливает единую базовую ставку страхового тарифа для всех клиентов.

С помощь данного пункта страховщик сможет разделить страхователей на тех, кто с более низкой вероятностью , и им базовую ставку уменьшить, и тех, кто более вероятно попадет в ДТП, и им, наоборот, ее повысить.

Это основной принцип индивидуализации тарифов: аккуратный водитель должен платить меньше, а неаккуратный — больше», — пояснил эксперт РСА. Еще одним важным изменением является возможность до 30 сентября 2020 года заключать договор ОСАГО без диагностической карты. Данная поправка появилась из-за объективно сложившейся в связи с обстановки: многие предприятия приостановили работу и доступность услуги по техосмотру снизилась.

После отмены режима самоизоляции водитель обязан провести техосмотр и предоставить в страховую диагностическую карту в течение 30 дней. Данное требование не распространяется на владельцев новых транспортных средств.

Если автовладелец не выполнит это требование, то в случае, если страховщиком будет осуществлена выплата, ее взыщут с водителя.

«Мы рекомендуем автовладельцам, которые заключили договор ОСАГО без представления диагностической карты (если она требовалась), обязательно пройти техосмотр в течение 30 дней после окончания режима повышенной готовности во избежание неприятных последствий»

, — подчеркнул глава РСА Игорь Юргенс.

В части положений, связанных с диагностической картой, поправки уже вступили в силу, тогда как остальные нововведения заработают через 90 дней. После того как вторая волна поправок заработает, страховые компании и законодатели начнут прорабатывать третью часть поправок в закон об ОСАГО по персонализации тарифов, включая п. 3 ст. 9 закона. Речь идет о системах телематики в расчете тарифов автогражданки — слежении за манерой вождения с помощью специальных датчиков.

«Это позволит точно определять и вероятность наступления ДТП по вине конкретного водителя, а значит, и точно определить его тариф.

В некоторых европейских странах телематические данные имеют приоритет при рассмотрении дела в суде. Уверен, что это не последние изменения в законе об ОСАГО, которые приближают рынок к полной индивидуализации тарифов в зависимости от стиля вождения страхователя», — рассказал в беседе с корреспондентом Autonews.ru генеральный директор компании страховой телематики UBI Technologies Игорь Хереш.

Изменится ли цена ОСАГО в 2020 году?

20 январяВ 2020 году ОСАГО начало существенно меняться, в 2020 году планируются продолжать изменения. По заявлениям правительства, главная цель заключается в либерализации системы страхования ОСАГО.Наиболее ярким предложением стала отмена территориальных коэффициентов и коэффициентов мощности двигателя.

Интересно, что многие автовладельцы отнеслись к планируемым нововведениям оптимистично, ведь используемые сейчас коэффициенты достаточно противоречивы. Например, применение территориального коэффициента выглядит хотя и логично, но часто его использование не соответствует реальности.

Вводя территориальный коэффициент, законодатели исходили из повышенных рисков ДТП в больших городах. Следовательно ОСАГО для жителей крупных городов сегодня стоит дороже.

В небольших городах, а также в деревнях шанс попасть в ДТП ниже.

Но оказалось, что фактическое место жительства и адрес регистрации у многих россиян не совпадают.

Так, мегаполисах живет огромное количество людей, зарегистрированных, например, в деревнях, поэтому стоимость ОСАГО для них заметно дешевле, чем для автомобилистов, у которых регистрация в крупном городе с фактическим местом жительства совпадают.

Коэффициент мощности двигателя. Доказанной зависимости от мощности двигателя и риска попасть в ДТП нет. Но, по факту, страховой полис для мощных машин стоит дороже.

Создавая этот коэффициент законодатели, вероятно, исходили из того, что мощные машины покупают состоятельные граждане, которые способны купить более дорогую страховку.Реформа ОСАГО 2020 года не приведет к снижению стоимости страхования.

Для компенсации потерь страховщиков от отмены системы коэффициентов правительство позволит страховщикам выходить за базовые тарифы при определении стоимости полисов ОСАГО.В период с 01.01.20 года по 30.09.20 г.

установленную базовую ставку ЦБ можно будет увеличивать и уменьшать на 40%. С 01.10.20 г. тарифный коридор будет уменьшен до 30%.Рассчитать и оформить полис ОСАГО по крупнейшим страховым компаниям (АльфаСтрахование, Росгосстрах, Абсолют, Ренессанс, Ингосстрах, Тинькофф и многие другие) можно через агрегаторов и .У автомобилистов будет реализована возможность использования телематического оборудования в целях сбора информации об их стиле езды.
С 01.10.20 г. тарифный коридор будет уменьшен до 30%.Рассчитать и оформить полис ОСАГО по крупнейшим страховым компаниям (АльфаСтрахование, Росгосстрах, Абсолют, Ренессанс, Ингосстрах, Тинькофф и многие другие) можно через агрегаторов и .У автомобилистов будет реализована возможность использования телематического оборудования в целях сбора информации об их стиле езды.

После определённого периода езды с данным оборудованием, аккуратным водителям может быть предоставлена скидка на покупку полиса.Речь идет об использовании Эра-ГЛОНАСС, установленных на всех новых автомобилях, продающихся на российском рынке. Эра-ГЛОНАСС фиксируют скорость при разгоне и торможении.

Аккуратного водителя характеризует плавный набор скорости и плавное ее снижение. Ещё окончательно не решён вопрос с другими изменениями, всё идёт в процессе.

Но известно, что планируется увеличение размера страховой суммы за вред жизни или здоровью, причиненный пострадавшему в ДТП, она может достигнуть 2 миллионов рублей.

Теперь пострадавшие в ДТП будут обязаны информировать страховую компанию о месте и времени проведения независимой технической экспертизы. Данное нововведения это позволит страховщику своевременно направлять на место проведения экспертизы своего представителя во избежание случаев мошенничества.Возможны и другие изменения, но о них будет известно, только после окончательно принятия их правительством.Легко и быстро оформить полис, при это выбрал лучшую для себя цену и страховую, можно прочитав мою статью: .

Изменения в ОСАГО от 25 мая 2020 года: что изменилось и когда вступает в силу

Что уже изменилось с 25 мая?

С 25 мая начала действовать статья 2 принятого закона.

Она вносит два ключевых изменения.

  • До 30 сентября отменено право страховщиков на регрессное требование в случае ДТП к страхователям такси, автобусов и грузовиков, у которых на момент ДТП истекла диагностическая карта. Частных владельцев легковых автомобилей это не касается: подпункт «и» все равно распространяется только на владельцев такси, автобусов и грузовиков. А о том, в каких случаях страховая может требовать компенсации с обычного водителя, мы рассказывали .
  • До 30 сентября для приобретения полиса ОСАГО не нужно предъявлять диагностическую карту. Это позволяет заключать договор страхования онлайн без посещения офисов страховой компании и станции технического осмотра. Однако техосмотр проходить все равно придется: закон поясняет, что страхователь обязан не позднее одного месяца со дня отмены в регионе ограничительных мер (режима самоизоляции), но не позднее 31 октября 2020 года представить страховщику диагностическую карту либо свидетельство о прохождении технического осмотра. То есть прохождение техосмотра просто отложили до нормализации эпидемиологической обстановки. Более того, если автомобиль не застраховать в указанный выше срок не позднее одного месяца с даты отмены режима самоизоляции, то в случае ДТП по вине водителя без техосмотра страховщик имеет право взыскать с него по статье 14 закона об ОСАГО о регрессном требовании страховщика.

Когда вступают в силу остальные изменения? Прочие нововведения, о которых мы поговорим ниже, вступают в силу через 90 дней после опубликования нового закона – с 24 августа 2020 года.

Что изменится в августе? В августе вступят в силу изменения, касающиеся тарифов ОСАГО, – произойдет та самая либерализация тарифов, которую так давно обсуждали. Факторов, влияющих на базовые ставки тарифов, станет больше, а коэффициенты, понижающие или повышающие итоговую стоимость, изменятся.

Что будет с базовыми ставками? Базовые ставки тарифов для частных лиц будут зависеть от следующих дополнительных факторов, касающихся водителей:

  1. административное или уголовное наказание за пьяную езду;
  1. наказание за отказ от медицинского освидетельствования;
  1. наказание за оставление места ДТП;
  1. наказание за ДТП с пострадавшими или погибшими;
  1. неоднократное наказание за проезд на красный свет;
  1. неоднократное наказание за превышение скорости более чем на 60 км/ч;
  1. неоднократное наказание за выезд на встречную полосу;
  1. иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда.

Неоднократные нарушения учитываются за полный год, предшествующий дате заключения договора, – то есть, если лихач остепенится и перестанет нарушать, ставка ОСАГО в следующем году снизится. А вот «иные факторы», пока крайне размыто обозначенные в законе, будут определены Банком России ближе к дате вступления поправок в силу.

Что будет с коэффициентами? Отдельные коэффициенты, применяемые сейчас, уйдут в прошлое: например, возможность управления автомобилем с прицепом больше не включена в список. В остальном ключевые коэффициенты на первый взгляд кажутся практически теми же:

  1. территория использования, определяемая по месту прописки;
  1. количество страховых выплат за ДТП, совершенные в прошлые годы страхователем или водителями, вписанными в полис ();
  1. технические характеристики автомобиля;
  1. ограничение по числу лиц, допущенных к управлению автомобилем (ограниченная или неограниченная страховка);
  1. срок действия полиса ОСАГО (сюда же включили сезонное использование автомобиля);
  1. иных обстоятельств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда.

На практике коэффициенты еще могут быть скорректированы: к примеру, возраст и стаж водителей в качестве коэффициентов по-прежнему не упомянуты, и их могут убрать из «иных обстоятельств». А вот сами эти «иные обстоятельства» тоже будут окончательно сформированы Банком России позднее, до конца лета.

Что еще изменится в законе об ОСАГО? Потерпевших в ДТП обязали информировать страховщика о месте, дате и времени независимой экспертизы, которую они организовывают в случае, если сам страховщик не организовывает ее в установленные законом пять рабочих дней со дня поступления заявления.Оформление электронного полиса ОСАГО с участием посредников теперь официально включено в подпункт «ф» пункта 1 статьи 26 закона об ОСАГО: они обеспечивают «обмен информацией между страхователем и страховщиком при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа».

А еще с конца апреля МВД будет передавать страховщикам данные о нарушениях водителей, влияющих на размеры базовых ставок страховых тарифов – то есть утаить от страховщика штрафы не получится.В завершение отметим, что некоторые грядущие изменения еще не конкретизированы: неясно, какие «иные факторы» будут влиять на базовые ставки и применяться в качестве коэффициентов.

Поэтому мы вернемся к вопросу, когда Банк России сформирует четкий список, и окончательно разберемся с тем, от чего будет зависеть стоимость полиса ОСАГО с конца лета.

ОСАГО-2020: что изменилось и как с этим жить

С 1 апреля 2020 года Российский союз автостраховщиков (РСА) пересчитал для всех водителей коэффициент «бонус-малус» (КБМ), от которого напрямую зависит стоимость . Впервые с момента введения новой системы расчета КБМ определятся за календарный год, а не за год действия полиса, как было ранее, при этом для многих водителей полисы стали дешевле. Бонус-малус — это система тарифных коэффициентов, которые применяются для расчета страховой премии в зависимости от аварийной истории водителя.

Коэффициент зависит от того, сколько ДТП совершил водитель по своей вине в течение года, и варьируется от 0,5 до 2,45.

Те, кто в течение нескольких лет не попадал в аварии, имеют минимальную стоимость страховки, а самым беспечным водителям полис ОСАГО обойдется почти в пять раз дороже.

Еще два года назад Центробанк собирался кардинально поменять принцип расчета коэффициента бонус-малус, но потом было принято более мягкое решение: рассчитывать КБМ на каждый календарный год, а не на период действия полиса, и привязывать его значение к водителю, а не к автомобилю. Это позволило исправить целый ряд недостатков старой системы.
Это позволило исправить целый ряд недостатков старой системы.

Во-первых, у одного водителя в базе данных РСА могло быть несколько КБМ, если он был вписан в разные полисы ОСАГО на несколько машин. Во-вторых, если водитель совершал аварию на автомобиле с полисом без ограничения допущенных к управлению лиц, то такое ДТП никак не влияло на его личный коэффициент. Наконец, при смене автомобиля водитель полностью терял скидку за безаварийность, если прежде ездил по полису без ограничений.

Еще одной проблемой являлся срок давности — накопленный КБМ сгорал, если водитель в течение года не заключал новый договор ОСАГО. Это, с одной стороны, давало возможность аварийным водителям обнулять свой коэффициент, а с другой — лишало законной скидки тех, кто не садился за руль больше года. Новая система позволяет избежать задвоения КБМ и путаницы при оформлении полиса, если у водителя были какие-либо ДТП.

Сейчас один и тот же коэффициент действует в течение года независимо от происходящих аварий.

«Больше всего жалоб страховщики получали именно на неправильный расчет КБМ. У человека могло быть несколько коэффициентов, потому что он мог быть вписан в несколько полисов. В итоге его КБМ мог меняться в течение года», — объяснил автоэксперт и главный редактор радио «Автодор» Игорь Моржаретто.

Лихачу дороже выйдет

Вступают в силу 24 августа поправки в Закон об ОСАГО, благодаря которым страховщики будут назначать тариф по автогражданке персонально каждому водителю.

При этом страховщики будут учитывать дополнительные факторы, в том числе количество грубых нарушений Правил дорожного движения тем или иным водителем.

Главные факторы при определении страхового тарифа — стаж водителя и его культура вождения. Фото: Александр Корольков/РГОдновременно с законом вступит в силу указание Центробанка, в соответствии с которым тарифный коридор, в пределах которого страховые компании могут устанавливать стоимость полиса, будет расширен.

Также уточняются значения коэффициентов, в том числе по возрасту и стажу.

Благодаря последнему для опытных водителей старше 59 лет страховка подешевеет. В общем, у автовладельцев начнется новая жизнь с персональными тарифами.Сейчас страховщики при имеющемся тарифном коридоре могут назначать тариф для региона в целом. И не важно, как водит тот или иной автовладелец, если он проживает в этом регионе.Практическое применение законодательства эксперты «РГ» в рубрике «Юрконсультация».

Свой вопрос можно задать Если регион приносит убыток, то и все автовладельцы, в нем проживающие, получают повышенную цену на полис ОСАГО.

С 24 августа ситуация изменится.

Назначать тариф будут персонально каждому автовладельцу.Автостраховщики будут пользоваться дополнительными факторами, которые установят самостоятельно.Но эти факторы, которые они будут использовать при назначении тарифа, должны быть опубликованы на сайте страховой компании. Это может быть все, что угодно: цвет, марка машины, ее пробег, семейное положение автовладельца, наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств.

Главное, чтобы влияние этих факторов было подтверждены актуарными расчетами компании.В проекте указания ЦБ установлены факторы, которые страховщики не смогут использовать для изменения тарифа. К ним относятся национальная, расовая, языковая принадлежность, вероисповедание и должностное положение.Максимальный тариф будет грозить водителям, лишенным прав. Речь идет о тех, кто лишен прав за управление автомобилем в нетрезвом виде, или отказавшихся от медосвидетельствования.

А также для тех, кого лишили прав за оставление места ДТП или совершение аварии, в которой пострадали или погибли люди.Еще один новый фактор, влияющий на повышение тарифа, — неоднократные в течение года грубые нарушения правил. А именно — проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, превышение скорости более чем на 60 км/ч или выезд на полосу встречного движения. Но при условии, что эти нарушения были выявлены инспектором ДПС на дороге, а не камерами автоматической фотовидеофиксации.Для того, чтобы предоставить аккуратным водителям более высокую скидку, а от лихачей — максимальное обеспечение их рисков, Центробанк расширяет тарифный коридор.

Для разных категорий автовладельцев. И расширение — разное. Для владельцев легковых машин — физических лиц планки раздвинутся на 10 процентов. Если сейчас базовый тариф для них — от 2746 до 4942 рублей, то станет — от 2476 до 5492.

Для владельцев легковушек — юридических лиц, тарифный коридор расширится на 20 процентов, как вверх, так и вниз.

На столько же шире он будет и для владельцев грузовиков. Незначительно коридор будет изменен для владельцев автобусов, троллейбусов и трамваев: на 5 процентов опустится нижняя планка. Верхняя останется такой же, как сейчас. А для владельцев такси верхняя планка поднимется на 30 процентов. На столько же опустится и нижняя.Изменится в соответствии с указанием ЦБ коэффициент возраст-стаж.

На столько же опустится и нижняя.Изменится в соответствии с указанием ЦБ коэффициент возраст-стаж.

Для водителей в возрасте от 22 до 24 лет со стажем управления от 3 до 4 лет он вырастет.

Вместо сегодняшнего 1,04, он станет 1,08.

Для водителей в возрасте от 59 лет со стажем управления более 3 лет коэффициент снизится. Для тех из них, у кого стаж больше 14 лет, коэффициент станет вместо 0,93 сегодня — 0,90.Предполагается, что практически для 80 процентов автомобилистов страховка подешевеет. Но это покажет время. Фото: Инфографика «РГ»/ Антон Переплетчиков/ Владимир Баршев

Федеральный закон от 25 мая 2020 г.

N 161-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Принят Государственной Думой 13 мая 2020 годаОдобрен Советом Федерации 20 мая 2020 годаСтатья 1Внести в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст.

1720; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 49, ст.

6067; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; 2011, N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст.

7040; 2012, N 31, ст. 4319, 4320; 2013, N 30, ст.

4084; 2014, N 30, ст. 4224; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 26, ст. 3883; 2017, N 14, ст. 2008; 2018, N 1, ст. 32; N 24, ст.

3400; N 32, ст. 5076; 2020, N 18, ст.

2212; N 23, ст. 2905; «Российская газета», 2020, 29 апреля) следующие изменения:1) в пункте 2 статьи 8 слово «определяются» заменить словом «применяются»;2) статью 9 изложить в следующей редакции:»Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов1.

Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.

Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) устанавливаются Банком России в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей транспортного средства, собственника транспортного средства (физическое или юридическое лицо), а также от назначения и (или) цели использования транспортного средства (транспортное средство специального назначения, транспортное средство оперативных служб, транспортное средство, используемое для бытовых и семейных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности (такси).2. В границах минимальных и максимальных значений базовых ставок страховых тарифов страховщики устанавливают значения базовых ставок страховых тарифов в зависимости от факторов, в качестве которых могут применяться:а) назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами или уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, если оно повлекло причинение вреда здоровью или смерть одного или нескольких лиц, либо назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами за невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (в случае заключения договора обязательного страхования в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами в полном объеме или со дня окончания срока уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), следующим лицам:водителям, указываемым в заключаемом договоре обязательного страхования в качестве допущенных к управлению транспортным средством, — в случае заключения договора обязательного страхования, предусматривающего условие управления транспортным средством только указанными владельцем транспортного средства водителями;страхователю по заключаемому договору обязательного страхования — в случае отсутствия в заключаемом договоре обязательного страхования условия, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями;б) неоднократное в течение года, предшествующего дате заключения договора обязательного страхования, привлечение лиц, указанных в абзацах втором и третьем подпункта «а» настоящего пункта, к административной ответственности за проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час или за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения (за исключением случаев фиксации данных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, а также случаев, если данные правонарушения сопровождались наступлением страхового случая, учитываемого при определении коэффициента страховых тарифов, предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 настоящей статьи);в) наличие в заключаемом договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему в случае, если страхователем является юридическое лицо;г) иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда.3.

Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются Банком России в зависимости от:а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц — по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, иного обособленного подразделения;б) количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования по фактам наступления гражданской ответственности следующих лиц:водителей, указываемых в заключаемом договоре обязательного страхования в качестве допущенных к управлению транспортным средством, — в случае заключения договора обязательного страхования, предусматривающего условие управления транспортным средством только указанными владельцем транспортного средства водителями;страхователя по заключаемому договору обязательного страхования — в случае отсутствия в заключаемом договоре обязательного страхования условия, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, а в случае, если страхователем является юридическое лицо, с учетом численности парка транспортных средств, в отношении которых заключаются договоры обязательного страхования;в) технических характеристик транспортных средств;ахования условия, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, а при наличии такого условия -характеристик (навыков) допущенных к управлению транспортным средством водителей (стажа управления транспортными средствами, соответствующими по категории транспортному средству, в отношении которого заключается договор обязательного страхования, возраста водителя);д) срока действия договора обязательного страхования, сезонного и иного временного использования транспортного средства;е) иных обстоятельств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда.4. Максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать максимальное значение базовой ставки страховых тарифов, установленное Банком России для соответствующего транспортного средства, скорректированное с учетом коэффициентов страховых тарифов, установленных в соответствии с подпунктами «а» — «д» пункта 3 настоящей статьи.5. Факторы, применяемые страховщиком при установлении значений базовых ставок страховых тарифов, указываются им в методике расчета страховых тарифов, утвержденной в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I

«Об организации страхового дела в Российской Федерации»

.6.

Страховщики на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обеспечивают возможность расчета страхователем страховой премии по договору обязательного страхования, а также размещают информацию о факторах, применяемых ими при установлении значений базовых ставок страховых тарифов.7.

Банк России устанавливает перечень факторов, применение которых не допускается при установлении страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов, а также осуществляет контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования.

«;3) пункт 13 статьи 12 дополнить абзацем следующего содержания:»

В случае самостоятельной организации проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков потерпевший обязан в соответствии с правилами обязательного страхования в срок не позднее чем за три дня до ее проведения проинформировать страховщика о месте, дате и времени проведения указанных независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) для обеспечения возможности присутствия страховщика при ее проведении.»;4) в подпункте «в» пункта 3 статьи 15 слова «выписка из единого государственного реестра юридических лиц о государственной регистрации юридического лица» заменить словами «свидетельство о постановке на учет в налоговом органе»;5) в пункте 1 статьи 16:а) в абзаце втором слова «, находящихся в собственности или во владении граждан,» исключить;б) абзац третий признать утратившим силу;в) в абзаце четвертом слова «применением коэффициентов, предусмотренных страховыми тарифами и учитывающих водительский стаж, возраст и иные персональные данные водителей, допущенных к управлению транспортным средством, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период его использования (пункт 2 статьи 9 настоящего Федерального закона)» заменить словами «применением факторов и коэффициентов, учитывающих водительский стаж, возраст и иные данные, характеризующие водителей, допущенных к управлению транспортным средством, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период использования транспортного средства (пункты 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона)»;6) пункт 4 статьи 161 изложить в следующей редакции:»4. При несоблюдении срока возврата страховой премии или ее части в случае досрочного прекращения договора обязательного страхования в соответствии с пунктом 4 статьи 10 настоящего Федерального закона страховщик уплачивает страхователю — физическому лицу неустойку (пеню) в размере одного процента от подлежащей возврату страховой премии или ее части за каждый день просрочки, но не более размера подлежащей возврату страховой премии или ее части.

«;7) в статье 30:а) абзац второй пункта 1 дополнить словами «

, а также сведения о привлечении владельцев транспортных средств к административной или уголовной ответственности за правонарушения в области безопасности дорожного движения, необходимые для установления страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона»;б) в абзаце первом пункта 3 после слов «в виде электронного документа,» дополнить словами «проверки достоверности представленных при этом сведений,», слова «предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона» заменить словами «предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, установления страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона»;в) в подпункте «в» пункта 31 слова «пункта 2» заменить словами «пункта 3».Статья 2Приостановить до 30 сентября 2020 года включительно действие подпункта «и» пункта 1 статьи 14 и подпункта «е» пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2007, N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст.

3616; 2011, N 27, ст. 3881; N 49, ст. 7040; 2012, N 31, ст. 4319, 4320; 2013, N 30, ст.

4084; 2014, N 30, ст. 4084, 4224; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 26, ст. 3883; 2017, N 14, ст.

2008; 2020, N 18, ст. 2212; N 23, ст. 2905; «Российская газета», 2020, 29 апреля).Статья 31. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 1 настоящего Федерального закона.2.

Статья 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.3.

Положения Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ

«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

(в редакции настоящего Федерального закона) применяются к отношениям между потерпевшими, страхователями и страховщиками, возникшим из договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенных после дня вступления в силу статьи 1 настоящего Федерального закона.4. Положения статьи 2 настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникшим при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, с 1 марта 2020 года.5.

В период с 1 марта 2020 года по 30 сентября 2020 года включительно договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств может быть заключен без представления диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (далее — диагностическая карта), либо свидетельства о прохождении технического осмотра в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин (далее — свидетельство о прохождении технического осмотра).

При этом страхователь обязан не позднее одного месяца со дня отмены принятых органами государственной власти на территории преимущественного использования транспортного средства ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2020-nСоV, но не позднее 31 октября 2020 года представить страховщику диагностическую карту либо свидетельство о прохождении технического осмотра (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «е» пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», если не требуется представления диагностической карты либо свидетельства о прохождении технического осмотра).6.

В случае, если по истечении одного месяца со дня отмены ограничительных мер, указанных в части 5 настоящей статьи, по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенному без представления диагностической карты либо свидетельства о прохождении технического осмотра, произошел страховой случай и страхователем страховщику не представлены диагностическая карта либо свидетельство о прохождении технического осмотра, к страховщику, осуществившему страховое возмещение по такому договору, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения.7. Правительство Российской Федерации вправе продлить указанные в статье 2 настоящего Федерального закона и части 5 настоящей статьи сроки, но не более чем на девяносто дней.Президент Российской ФедерацииВ. Путин

Новшества в ОСАГО с 24 августа 2020 года

25 августаС 24 августа вступили в силу поправки к закону об ОСАГО, которые изменяют правила при определении стоимости полиса.

Теперь Страховым компаниям разрешат определять величину базовой ставки индивидуально для разных страхователей.

Те водители, кто был лишен прав, скрывался с места ДТП, управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, был виновником ДТП с жертвами, будут платить больше за Дороже будет стоить автогражданка и для тех водителей, кто ездит на красный свет, пересекает двойную сплошную или превышает скоростной режим более, чем на 60 км/ч. Нарушения должны быть зафиксированы сотрудником дорожной полиции или фото/видео камерами. Изменения в законодательстве разрешают страховщикам устанавливать свои параметры для увеличения стоимости договора обязательного страхования.

Однако, в законе есть оговорки, что нельзя учитывать при определении цены договора. Регулятор страхового рынка –Центробанк России запрещает применять такие параметры, как национальная принадлежность страхователя, его религиозные взгляды, политические предпочтения, расовые и языковые факторы, должность.

Одним словом все, что имеет признаки дискриминации.

Этим же законом регламентируется обязанность страховых компаний раскрывать информацию на своем официальном сайте о том, какие параметры влияют на стоимость полиса.Напомним, что до 24 августа при расчете стоимости полиса на базовую ставку влияли лишь технические параметры авто и тарифная политика страховщика. То есть базовая тарифная ставка станет более персонализированной. И будет зависит от манеры езды страхователя и водителей, которых он указывает в своем .Общий принцип расчета стоимости ОСАГО остается прежним – базовый коэффициент умножается на поправочные коэффициенты в зависимости от стажа и возраста водителей, мощности автомобиля или его грузоподъемности, количества пассажирских мест – в зависимости от категории транспортного средства.

Продолжат учитывать в расчетах и прописку собственника авто, и коэффициент в зависимости от наличия/отсутствия аварий – бонус-малус.

При этом, если нарушения ПДД, описанные выше привели к выплатам со страховой компании, то увеличивать цену будет только коэффициент бонус-малус, чтобы не применять надбавки за одно и тоже нарушение дважды.Отменили и максимальный размер цены ОСАГО. Ранее он не должен быть больше троекратного размера базовой страховой ставки умноженного на территориальный коэффициент. В случае, если страхователь являлся злостным нарушителем – предоставлял ложные сведения, скрывался с места ДТП – пятикратного размера базовой ставки скорректированной на территориальный коэффициент.Для того, чтобы сделать тарифы по ОСАГО более индивидуальными, а страховщики могли применять гибкую систему скидок и надбавок при определении базовой тарифной ставки для конкретного клиента, Центральный Банк России анонсировал увеличение тарифного коридора на 10% в обе стороны, для легкого транспорта, принадлежащим физикам и 20% вверх и вниз для юридических лиц.

Для транспорта, который используют в качестве такси, тарифный коридор расширят на 30% в обе стороны.

Это значит, что цена полиса ОСАГО авто категории «В» могут быть отличаться в 2 раза для разных клиентов и в зависимости о тарифной политики того или иного страховщика.

Сейчас базовая ставка лежит в диапазоне от 2746 до 4942 рублей, а при вступлении в силу новых это будет составлять от 2471 до 5436 рублей.Сейчас данный пакет поправок проходит регистрацию в Министерстве, и может вступить в силу уже в ближайшее время.

Представители страховых компаний считают, что данная мера позволит сделать тариф по ОСАГО более индивидуальным.Те изменения, которые вступили в силу с 24 августа сильно не повлияют на изменения стоимости «автогражданки», специалисты считают, что повышенную страховку придется купить не более, чем 10-15% автовладельцев, тем кто не любит соблюдать ПДД. А клиенты с хорошей страховой историей и аккуратной манерой езды могут получить полис дешевле на 20-30%.Таким образом наше законодательство пытается стимулировать аккуратных водителей, наказывать «лихачей», и пытаются снизить количество аварий на дорогах России.

Как в России изменились правила расчета стоимости полисов ОСАГО

Закон также дает компаниям право внедрять собственные критерии, влияющие на стоимость полисов.

Чтобы не допустить злоупотреблений со стороны участников рынка, Банк России как регулятор намерен ограничить перечень таких факторов.

В частности, на цену страховки не должны влиять аспекты, связанные с национальной, языковой, расовой принадлежностью водителя, его политическими взглядами, должностным положением или вероисповеданием, перечислял в июле зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

По закону страховщики обязаны теперь раскрывать на своих сайтах, какие факторы влияют на стоимость их полисов ОСАГО.

Читайте на РБК Pro В прежней закона на базовые ставки страховых тарифов влияли только технические характеристики, конструктивные особенности и назначение транспортных средств. Из новой версии закона также убраны ограничения для максимального размера общей стоимости ОСАГО — трехкратное (в общем случае) и пятикратное (для нарушителей, сообщивших заведомо ложные сведения или специально устроивших ДТП) по отношению к размеру базовой ставки тарифа с учетом коэффициента для региона, где транспортное средство преимущество используется. ЦБ запустил реформу тарифов на ОСАГО, которая страхует ответственность водителя, но оформляется на конкретный автомобиль, на фоне убыточности этого вида страхования для страховых компаний.

В январе 2020 года ЦБ тарифный коридор для базовой ставки страховки на 20% вверх и вниз — в результате вместо фиксированной ставки страховщики получили возможность выбирать ее значение в рамках предложенного диапазона.

Тогда же вступили в силу поправки, которые предусматривали разделение водителей по стажу и возрасту на 58 категорий вместо прежний четырех — в зависимости от этого по-новому формировался коэффициент возраста и стажа (КВС), влияющий на стоимость полиса. С апреля 2020 года в России изменился подход для расчета КБМ, от которого зависит скидка за езду без аварий или надбавка за ДТП. ЦБ, реформу, утверждал, что новый подход позволит страховщикам точнее рассчитывать стоимость полисов для водителей и не перекладывать риски нарушителей на аккуратных клиентов.

По данным Российского союза автостраховщиков, за первое полугодие 2020 года средняя премия по ОСАГО практически на том же уровне, что и годом ранее (5363 руб.), и составила 5398 руб.

По отношению к дореформенному уровню ее размер : в первом полугодии 2018 года она составляла 5673 руб.

В рамках второго этапа реформы, чтобы увеличить гибкость цен на полисы, Банк России о новом расширении тарифного коридора.

Для легковых автомобилей физлиц диапазон цен будет сдвинут еще на 10% вверх и вниз (в дополнение к действующим плюс-минус 20%), для легковых машин юрлиц — на 20%, а для такси — на 30%.

В результате минимальная и максимальная стоимость обязательной страховки для легкового автомобиля будут различаться более чем в два раза. Если раньше диапазон был определен в 2746–4942 руб., то в будущем он составит 2471–5436 руб. Указание о расширении тарифного коридора ОСАГО еще не вступило в силу: оно пока находится на регистрации в Минюсте, сообщил РБК представитель Банка России.

«Мы ожидаем, что оно будет зарегистрировано в ближайшее время. Указание вступит в силу через десять дней после официального опубликования», — добавил он. По расчетам ЦБ, цена обязательных автостраховок станет «более индивидуальной».

«Мы не видим причин для роста средней стоимости полиса ОСАГО в ближайшее время»

, — подчеркнул представитель регулятора. С 24 августа тарифы изменятся незначительно, большинство клиентов смогут рассчитывать на дисконт, говорит руководитель дирекции розничного бизнеса страховой компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. «Скидка «хороших» водителей будет постепенно увеличиваться, а вот для водителей, попадающих часто в аварии, надбавка будет расти существенно», — прогнозирует он.

С повышением цен на страховки столкнутся около 15% клиентов, оценивает директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Андрей Ковалев.

«При разработке новых тарифов андеррайтеры компании будут исходить из принципа, который используется в каско, — каждый клиент платит за свой риск. Однако, в отличие от каско, в тарифах ОСАГО все же есть коридор возможных значений», — поясняет он. Ковалев не исключает ситуации, когда из-за недобросовестных водителей растет тариф для аккуратных, но «масштаб сильно снизится».

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+