Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Семейное право - Цель дополнительного образования детей закон об образовании

Цель дополнительного образования детей закон об образовании

Дополнительное образование детей и взрослых в федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 Г. № 273-Ф3 «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ЛЬВОВА Л.С. В статье дается анализ основных положений по дополнительному образованию детей и взрослых, и особенностям реализации дополнительных общеобразовательных программ в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». In article the analysis of substantive provisions on additional education of children and adults, and features of realization of additional general educational programs in the Federal law of the Russian Federation from December, 29th, 2012 № 273-FZ «About education in the Russian Federation» is given. В федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон) вопросы дополнительного образования детей упоминаются в главах № 1, 2, 6, 10, 11 и др. Глава № 10 полностью посвящена дополнительному образованию. Закон устанавливает понятие и цели дополнительного образования, место дополнительного образования детей в структуре системы образования РФ, виды, подвиды дополнительного образования, разновидности дополнительных образовательных программ, типы образовательных организаций, в которых реализуются программы дополнительного образования детей, гарантии на доступность дополнительного образования.

Закон регламентирует особенности реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства, физической культуры и спорта, интеграции дополнительных общеобразовательных программ в кадетских школах, суворовских училищах и других образовательных организациях, условия приема детей и выдачи документов об обучении. Закон устанавливает права, обязанности и ответственность участников образовательных отношений (педагогических работников, обучающихся, их родителей или законных представителей) в том числе для образовательных организаций дополнительного образования, особенности сетевых и дистанционных форм образования. Новое законодательное содержание дополнительного образования определяет новые векторы развития дополнительного образования детей и взрослых.

В Законе дополнительное образование определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования (гл. 1, ст. 2). Дополнительное образование — единственный в РФ вид образования, который не завершается повышением уровня образования. В дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не устанавливаются (гл.

2, ст. 11), это сфера вариативного содержания образования, развития личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами, особенностями.

Дополнительное образование занимает важное место в системе непрерывного образования и структуре образования в РФ и включает в себя подвиды: дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование (гл. 2. ст. 10) (смарт-схема 1). Смарт-схема 1. «Подвиды дополнительного образования в РФ» Подвид «дополнительное образование детей и взрослых» указывает на то, что дополнительное образование включено в систему непрерывного образования в контексте современной парадигмы обучения на протяжении всей жизни, раздвигает границы возможностей дополнительного образования и снимает возрастные ограничения для обучающихся.
«Подвиды дополнительного образования в РФ» Подвид «дополнительное образование детей и взрослых» указывает на то, что дополнительное образование включено в систему непрерывного образования в контексте современной парадигмы обучения на протяжении всей жизни, раздвигает границы возможностей дополнительного образования и снимает возрастные ограничения для обучающихся.

Обучающие в системе дополнительного образования детей и взрослых — дети в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане РФ (смарт-схема 2).

Смарт-схема 2.

«Дополнительное образование как часть непрерывного образования»

Законом определены цели дополнительного образования детей и взрослых: 1) формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, 2) удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, 3) формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, 4) укрепление здоровья и организацию их свободного времени. Дополнительное образование должно решать задачи адаптации детей в обществе, профессиональной ориентации, выявления и поддержки способных и талантливых детей, реализации программ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (гл.

10, ст. 75). Цели и задачи дополнительного образования отражают гуманистическую направленность и вариативность содержания дополнительного образования, которое призвано обеспечить здоровьесбережение, организацию содержательного досуга, формирование культуры, развитие способностей, личностное и профессиональное самоопределение обучающихся — детей и взрослых (смарт-схема 3). Смарт-схема 3.

«Цели и задачи дополнительного образования детей и взрослых»

В Законе определен новый регламент дополнительных образовательных программ. В соответствии с этим положением, в системе дополнительного образования детей и взрослых реализуются дополнительные общеобразовательные программы, в системе дополнительного профессионального образования — дополнительные профессиональные программы (гл.

2 ст. 12). Дополнительные общеобразовательные программы в соответствии с Законом подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные об-щеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.

Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы. Содержание дополнительных обще-развивающих программ и предпрофессиональных программ, сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (гл.

10, ст. 75) (смарт-схема 4). Учреждение дополнительного образования детей в соответствии с новым Законом определяется как образовательная организация дополнительного образования.

Закон устанавливает типы образовательных организаций, реализующие дополнительные образовательные программы, среди которых образовательная организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Законом определено, что организации дополнительного образования также могут реализовывать образовательные программы дошкольного образования и программы профессионального обучения.

В соответствии с Законом, дополнительные общеобразовательные программы могут реализовываться в дошкольных образовательных организациях (дополнительные общеразвивающие программы), в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях (дополнительные общеразви-вающие и предпрофессиональные программы) (гл.

В соответствии с Законом, дополнительные общеобразовательные программы могут реализовываться в дошкольных образовательных организациях (дополнительные общеразвивающие программы), в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях (дополнительные общеразви-вающие и предпрофессиональные программы) (гл.

2, ст. 23) (смарт-схема 5). Смарт-схема 4.

«Разновидности дополнительных общеобразовательных программ»

Смарт-схема 5.

«Образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы»

В соответствии с Законом дополнительные общеобразовательные программы в области искусств, физической культуры и спорта включены в систему непрерывного образования на принципах непрерывности и преемственности этапов профессионального становления личности (гл.

11,ст. 83, 84). Закон устанавливает, что в области искусств, физической культуры и спорта реализуются дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления ода- ренных детей в раннем возрасте, создания условий для их образования, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида деятельности, и осуществления их подготовки к получению профессионального образования.

Рекомендуем прочесть:  Правила перевозки детей 2х лет

Законом определено, что перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры. Перечень типов образовательных организаций, в которых могут реализовываться дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств: — в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств); — в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств; — в образовательных организациях высшего образования.

Законом устанавливается, что освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Законом устанавливается, что освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта (смарт-схема 6). iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Законом устанавливаются федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, физической культуры и спорта к срокам обучения по этим программам, которые определяются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Смарт-схема 6.

«Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта»

Указанные федеральные государственные требования в области физической культуры и спорта должны учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки. Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, физической культуры и спорта проводится на основании результатов индивидуального отбора на основе выявления индивидуальных способностей и физических данных.

Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, физической культуры и спорта завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. По окончании обучения выдаются документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств (гл.

6, ст. 60) (смарт-схема 7). Смарт-схема 7. «Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, физической культуры и спорта» В Законе установлен порядок обучения по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.

«Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, физической культуры и спорта»

В Законе установлен порядок обучения по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях. Законом устанавливается, что в рамках обучения по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, создаются соответствующие общеобразовательные организации со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус» и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «военно-музыкальное училище» (гл. 11, ст. 86). Законом определена сетевая форма реализации образовательных программ, которая распространяется и на дополнительные образовательные программы.

Сетевая форма, согласно Закону, обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных.

В сетевой форме реализации дополнительных общеобразовательных программ могут участвовать научные организации, физкультурно-спортивные и организации культуры, искусства, и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями (гл.

2, ст. 15). Для включения в сетевую форму у образовательной организации дополнительного образования должна быть концепция и программа инновационного развития, ведь сетевая форма должна осуществляться в условиях четко сформулированных интересов социального партнерства и инновационного развития. Основываясь на существующей типологии направленностей дополнительных образовательных программ, можно спрогнозировать новые образовательные сети: научно-технические, физкультурно-спортивные, спортивно-технические, культурологические, эколого-биологические, художественно-эстетические, естественно-научные, социально-экономические и другие, в которые могут войти научно-производственные объединения, театры, библиотеки, музеи, учреждения спорта и физической культуры, ландшафтные парки и иные организации.

Закон предусматривает реализацию дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Под электронным обучением в Законе понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями в законе понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (гл.

2, ст. 16). Закон устанавливает, что образовательные организации, в том числе реализующие дополнительные образовательные программы и осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Министерством образования и науки РФ.

Законом гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (гл.

1, ст. 5, п. 3). В Законе указано, что в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (гл.

1, ст. 5, п. 4). Из этого следует, что реализация права детей и взрослых на бесплатное и доступное дополнительное образование обеспечивается социально-экономическими условиями регионального уровня.

Обязательства по финансированию дополнительного образования должны взять на себя бюджеты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Таким образом, анализ основных положений Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по дополнительному образованию детей и взрослых и особенностям реализации дополнительных общеобразовательных программ, позволяет сделать выводы о значимости дополнительного образования как вида образования.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по дополнительному образованию детей и взрослых и особенностям реализации дополнительных общеобразовательных программ, позволяет сделать выводы о значимости дополнительного образования как вида образования.

Закон расширяет перспективы развития дополнительного образования детей в части развития предпрофессиональных программ в области искусств, физической культуры и спорта, интеграции дополнительных общеразвивающих программ на всех уровнях образования: от общего дошкольного до среднего профессионального. Закон регламентирует создание условий дополнительного образования для личностного развития, самоопределения, развития способностей, интересов и образовательных потребностей детей и взрослых без ограничений в возрасте на протяжении всей жизни.

Дополнительное образование, по оценке А.Г. Асмолова, должно в полной мере стать вариативным образованием, определяющим,

«зону ближайшего развития в России от традиционной педагогики к педагогике развития»

. Библиографический список: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997, № 9, С.6-8.

Ключевые слова: дополнительное образование детей и взрослых, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы, образовательные организации дополнительного образования.

Keywords: additional education of children and adults, additional general educational programs, additional all-developing programs, additional preprofessional programs, the educational organizations of additional education.

ФЗ «О дополнительном образовании»

Бесплатная консультация юриста по телефону: Образование в современном мире во многом определяет перспективы человека, его возможности. Не все «угадывают» со специальностью в плане ее востребованности, но, к счастью, существует дополнительное образование, которое позволяет каждому освоить новую профессию.

Для определения государственной политики по этому вопросу в 2001 году был разработан , но его так и не приняли. В настоящее время этот вопрос регулируется статьей 75 .

Содержание Глава 10 Федерального закона № 273 рассматривает вопрос о дополнительном образовании в целом.

Наиболее пристального внимания заслуживает статья 75 настоящего закона.

В ней описываются основные моменты этого вопроса, включая задачу дополнительного образования, классификацию программ и требования к участникам.

Теперь о каждом пункте подробнее. Пункт 1 Первый пункт статьи 75 ФЗ 273 описывает цели и особенности дополнительного образования. Это включает раскрытие имеющегося потенциала, развитие человека на интеллектуальном, нравственном и физическом уровне.

В случае с творческими профессиями, развиваются не только профессиональные навыки, но и фантазия ученика.

Всегда должен учитываться возраст последнего, наряду с его физическими и психологическими особенностями.

Ребенок, взрослый, интроверт, экстраверт — педагоги обязаны принимать во внимание все эти моменты.

Пункт 2 Второй пункт статьи 75 ФЗ 273 классифицирует программы дополнительного образования, подразделяя их на общеразвивающие и предпрофессиональные. Каждая — со своими особенностями и допустимыми категориями учащихся.

Общеразвивающие программы не имеют ярко выраженной специфики, но способствуют лучшей интеграции человека в общество, помогают ему расширить свой кругозор и улучшают физическую форму учащегося. Участвовать в подобных учебных программах могут как дети, так и взрослые (разумеется, при разделении на разные группы). Предпрофессиональные группы нацелены исключительно на несовершеннолетних учеников.

Основные направления этого вида дополнительного образования: сфера искусств, физическая культура и спорт.

Пункт 3 В этом пункте статьи 75 ФЗ 273 указываются требования к участникам общеобразовательных программ. Или — в большинстве случаев — их отсутствие.

Особые требования возможны только если обучение достаточно специфическое, и ученик должен соответствовать особым критериям в плане физического и/или интеллектуального уровня развития.

Пункт 4 Важная составляющая ст. 75 федерального закона № 273, которая регулирует содержание и сроки дополнительных учебных программ.

Содержание должно быть утверждено организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

При этом, как правило, планируемый курс проверяется официальными органами на соответствие федеральным государственным требованиям.

Сроки так же утверждаются организатором, но неоправданно затянутые или короткие программы дополнительного образования могут быть закрыты, если их неэффективность будет подтверждена.

Пункт 5 Данный пункт 75 статьи федерального закона № 273 определяет особенности и критерии проведения дополнительных предпрофессиональных курсов. При этом он ссылается на другие статьи настоящего ФЗ. Ссылки относятся к следующим пунктам:

  1. № 7 — форма и порядок проведения итоговой аттестации.
  2. № 6 — принципы отбора участников в предпрофессиональных программах в области искусств;
  3. № 5 — инстанции, устанавливающие требования к содержанию, структуре и реализации;
  4. Ст. 83, п. 3-7. В них описываются особенности предпрофессиональных программ в области искусств:
    • № 3 — цели программ, места проведения;
    • № 4 — инстанции, устанавливающие перечень программ;
    • № 5 — инстанции, устанавливающие требования к содержанию, структуре и реализации;
    • № 6 — принципы отбора участников в предпрофессиональных программах в области искусств;
    • № 7 — форма и порядок проведения итоговой аттестации.
  5. № 3 — цели программ, места проведения;
  6. № 4 — инстанции, устанавливающие перечень программ;
  7. № 4 — требования к содержанию, структуре и принципам реализации;
  8. Ст.

    84, п. 4 и 5. В них описываются особенности предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта:

    • № 4 — требования к содержанию, структуре и принципам реализации;
    • № 5 — принципы отбора участников (в первую очередь, в отношении физической подготовки).
  9. № 5 — принципы отбора участников (в первую очередь, в отношении физической подготовки).

Федеральный закон № 273 вступил в силу в 2012 году, и на сегодняшний день в него были внесены многочисленные поправки и изменения.

Это коснулось и главы 10 «О дополнительном образовании».

Последняя редакция настоящего Федерального закона дополнила статью № 76 пояснениями по вопросу контроля за дополнительными профессиональными программами образования. Теперь курсы, связанные с кадастровым учетом или оценкой контрольно-кассовой техники, регулируют соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+