Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Гражданское право - Актуальные влопросы в области стандартизации интеллектуальной собственности

Актуальные влопросы в области стандартизации интеллектуальной собственности

Актуальные влопросы в области стандартизации интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и стандартизация как обязательные условия конкуренто-способности страны

Тема семинара Премия «СТАНДАРТИЗАТОР ГОДА» СМК в здравоохранении Менеджмент активов Московская неделя бережливого производства Школа внутреннего аудитора Круглый стол Информационная безопасность Безопасность пищевой продукции Экологический менеджмент ИСМ: ISO 9001:2015, ISO 14001:2015 и ISO 45001:2018 Прекурс ISO 9001:2015 Cистемы менеджмента качества Всемирный день качества (ВДК) Испытательные лаборатории Бережливое производство Охрана труда Мероприятия партнёров Индекс DOI «ОНЛАЙН-ТРАНСФОРМАЦИЯ» Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с , принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» . Запомнить Войти как пользователь Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.

Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт. Используйте вашу учетную запись на Twitter.com для входа на сайт. Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт.

Форма Очная Онлайн (вебинар) Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с , принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» . Тема обращения Тема 1 Тема 2 Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с , принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» . Для размещения в журнале: На усмотрение редакции «Стандарты и качество» «Методы менеджмента качества» «Контроль качества продукции» Business Excellence «Мир измерений» «Менеджмент качества в медицине» «Качество в строительстве» Удалить Удалить Удалить Удалить Удалить Я подтверждаю свое согласие с, выражаю безоговорочное согласие со всеми условиями без каких-либо изъятий или ограничений, принимаю и даю согласие на получение информации от ria-stk.ru.

Отправить В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204

«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

поставлена цель — «ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа». О роли интеллектуальной собственности в инновационном развитии страны в интервью журналу «Стандарты и качество» рассказывает научный руководитель Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности (РНИИИС), председатель межгосударственного и национального технических комитетов по стандартизации (МТК 550 и ТК 481) «Интеллектуальная собственность», доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, эксперт РАН, эксперт ООН В.Н.

ЛОПАТИН. — Владимир Николаевич, какое значение имеет интеллектуальная собственность для повышения экономического потенциала страны и развития отечественного бизнеса? — Структура мировой торговли в условиях перехода к шестому технологическому укладу и цифровизации имеет устойчивую тенденцию к изменению в пользу роста доли «четвертой корзины» — рынка интеллектуальной собст­венности (наряду с товарами, работами/услугами и финансами).

В XXI столетии доля интеллектуальной собственности в создании добавленной стоимости увеличилась в четыре раза (в настоящее время более 15% ВВП) и, по оценке Всемирного форума по интеллектуальной собственности и развитию, будет расти далее (по прогнозам, к 2030 г. — до 30% ВВП). Одновременно проходит реструктуризация данного сектора рыночных отношений в пользу роста беспатентных продаж в несколько раз.

При этом во всех странах ЕАЭС доля коммерциализации интеллектуальной собственности, охраняемой патентами, ничтожно мала. Всего за 27 лет в государствах ЕАЭС выдано 1,4 млн патентов, из которых действует только 350 тыс., а продается 1—2% в год. При отсутствии доходности результаты интеллектуальной деятельности, зачастую полученные при бюджетном финансировании, при возможном сроке правовой охраны в 20 лет переходят в режим свободного использования через 3 года после неоплаты патентных пошлин, что ведет к научно-техническому проигрышу, экономическим потерям и сохранению импортозависимости.

Это означает, что заявленные приоритеты государственной политики в странах ЕАЭС и в межгосударственной программе инновационного сотрудничества СНГ с упором на патентование не являются реальными, обеспечивающими конкурентоспособность на рынке.

К основным негативным последствиям использования в качестве главных целевых показателей индикаторов информационной открытости (число публикаций и их цитируемость, число патентных заявок и патентов) в странах СНГ и ЕАЭС можно отнести:

  • высокая коррупциогенность сферы госзакупок в НИОКР;
  • «дырявая» учетная политика в отношении результатов НИОКР, созданных при бюджетном финансировании, что ведет к росту «серого» и «черного» оборота и экспорта таких РИД и прав на них.
  • сохранение прежней структуры расходов на НИОКР с малым участием бизнеса;
  • недостижение ключевых целей инновационного развития и обеспечения конкурентоспособности отечественных разработок и созданной на их основе инновационной продукции, национальных правообладателей и товаропроизводителей;

В итоге, декларируя стратегию инновационного развития, на деле мы строим «оригинальную» экономику, фундамент которой — экспорт сырья (информации) и импорт технологий, основанных зачастую на знаниях отечественных ученых.

Так, страны ЕАЭС и СНГ финансируют из кармана налогоплательщика инновационное развитие зарубежных государств, нередко в ущерб собственным национальным интересам. Сло-жившаяся ситуация предполагает существенную корректировку политик при выборе способа правовой охраны (в пользу ноу-хау, объектов авторского права и смежных прав) и последующей коммерциализации прав на них.
Сло-жившаяся ситуация предполагает существенную корректировку политик при выборе способа правовой охраны (в пользу ноу-хау, объектов авторского права и смежных прав) и последующей коммерциализации прав на них.

Это, естественно, приведет к снижению формальных показателей национальных патентных органов, но позволит обеспечить наибольшую эффективность правовой охраны технологий и экономическую результативность их использования в интересах национальной технологической конкурентоспособности.

— Какова роль интеллектуальной собственности в процессе евразийской интеграции и выводе государств СНГ и Евразийского союза в начало рейтинга глобальной конкурентоспособности?

— В условиях нарастающего кризиса дальнейшей глобализации политических, экономических и социальных отношений в мире все большее значение приобретает усиление регионализации союзов, включая евразийское направление.

Этой тенденции в полной мере отвечают развитие международных объединений ШОС и БРИКС, а также создание в 2015 г.

на основе опыта международной региональной интеграции и накопленного за 27 лет потенциала сотрудничества в рамках СНГ нового межгосударственного образования — ЕАЭС. На конкурентоспособность таких союзов влияют как общие процессы и новые интеграционные вызовы, так и специфические условия и риски, связанные с переходом к цифровой экономике и оборотом интеллектуальной собственности.

Роль и значение последних в качестве инструмента продвижения в рейтинге 137 экономик с 40-го места в начало Индекса глобальной конкурентоспособности для ЕАЭС будут только возрастать. В рамках Евразийского союза с 1 января 2018 г. действует Таможенный кодекс ЕАЭС.

К 2025 г., наряду с единым рынком товаров (с 2010 г.), работ/услуг (с 2015 г.

— 42 сектора услуг и 21 сектор планируеися до 2025 г.), лекарств и медицинских изделий (с 2017 г.), должны быть сформированы общие рынки электроэнергии, нефти, нефтепродуктов и газа, финансовый рынок, единое транспортное пространство, включающее развитие евразийских транспортных коридоров, скоординированная агропромышленная политика.

Серьезным препятствием для формирования и развития евразийского рынка интеллектуальной собственности может стать отнесение отношений в сфере НИОКР и интеллектуальной собственности к сектору услуг. Согласно решению Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 110, услуги в секторах, входящих в инфраструктуру цифровой экономики, могут предоставляться по правилам единого рынка услуг.

К таким секторам отнесены: услуги по применению програм-много обеспечения, обработке данных, а также услуги, связанные с базами данных. Цели и задачи, заявленные в Договоре о создании ЕАЭС (как и ранее для СНГ), предусматривают прямое сотрудничество только в двух из трех предметных областей в сфере интеллектуальной собственности: правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности и правовая защита прав на них, исключая приоритет коммерциализации интеллектуальной собственности.

Очевидно, что, поскольку рынок интеллектуальной собственности имеет существенные отличия от рынка услуг, целесообразно внести коррективы в нормативные и программные документы ЕАЭС о выводе НИОКР и интеллектуальной собственности из сектора услуг с последующим отнесением НИОКР к работам и выделением экономики интеллектуальной собственности в самостоятельный сектор рынка.

— Существует ли необходимость изменения политики России в сфере интеллектуальной собственности? — Судя по результатам в экономике, политика России в сфере интеллектуальной собственности, безусловно, требует существенных коррективов. Сфера интеллектуальной собственности имеет три взаимосвязанные предметные области: правовая охрана, использование/коммерциализация и правовая защита.

Главная из них — коммерциализация, определяющая экономический интерес и инновационную мотивацию для дальнейшего совершенствования и использования технологий для всей триады участников процесса (авторы, правообладатели и инвесторы). Патент или медаль на стене сами по себе дохода не приносят. По оценке Президента России В.В.

Путина (Послание Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 г.), «вклад добавленной стоимости, которая образуется от оборота интеллектуальной собственности, в ВВП России — менее 1%.

Это не просто мало, это очень мало. В США этот показатель — 12%, в Германии — 7—8%, а у наших соседей в Финляндии — 20%». За прошедшие шесть лет ситуация не изменилась. Согласно Руководству ВОИС по разработке стратегии в области интеллектуальной собственности в странах с переходной экономикой, «стратегия интеллектуальной собственности должна быть включена в общую стратегию развития и увязана с существующей политикой экономического, научного и культурного развития».

Согласно Руководству ВОИС по разработке стратегии в области интеллектуальной собственности в странах с переходной экономикой,

«стратегия интеллектуальной собственности должна быть включена в общую стратегию развития и увязана с существующей политикой экономического, научного и культурного развития»

.

В РФ, где эти вопросы были инициированы, а стратегия подготовлена (на общественной основе) еще в 2006 г., долгосрочная стратегия развития интеллектуальной собственности до настоящего времени так и не принята, несмотря на поддержку Совета Федерации, Счетной палаты и ТПП России, а также неоднократные поручения Правительства РФ. В большинстве стратегий и программ инновационного развития на национальном, отраслевом, региональном и корпоративном уровнях (более 200) положения о рынке интеллектуальной собственности все еще отсутствуют. В то же время, в условиях продолжающегося мирового кризиса патентной системы, доля беспатентных продаж увеличилась в несколько раз (в настоящее время более 80%), что не требует патентования и обязательной государственной регистрации сделок.

При использовании же разработок только в собственном производстве патентование вообще идет вразрез с интересами конкурентоспособности продукции предприятия/отрасли. Еще одной проблемой, требующей срочного решения в рамках изменения государственной политики в этой сфере, остается проблема централизации государственного администрирования. Централизация и специализация государственного администрирования процессами в сфере интеллектуальной собственности в мире и странах СНГ нашла отражение в создании единых межгосударственных и государственных органов с объединением функций администрирования авторских, смежных, патентных и иных интеллектуальных прав в отношении всех основных категорий объектов интеллектуальной собственностиСЛОВО — Консультативный комитет по интеллектуальной собственности и Департамент развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии ЕАЭС (2015 г.).

Россия является единственной страной в мире, где функции госуправления и регулирования в сфере интеллектуальной собственности по-прежнему рассредоточены между 20 федеральными ведомствами (Роспатент отвечает только за 5 из 20 категорий объектов интеллектуальной собственности), что значительно снижает возможности формирования единого рынка интеллектуальной собственности и обеспечения конкурентных преимуществ при реализации всех государственных программ. Получается по пословице: «У семи нянек дитя без глазу». — Насколько стандартизация в сфере интеллектуальной собственности способствует переходу стран ЕАЭС к цифровой экономике?

— Развитие информатизации и цифровой экономики предполагает активное использование цифровых технологий и информационных систем, в основе которых лежат результаты интеллектуальной деятельности (охраняемые прежде всего как объекты авторского права, объекты смежных прав и ноу-хау). Исходя из закона информационного развития (чем выше уровень организованности социальных систем, тем больше роль саморегулирования этих систем), для обеспечения единообразия в подходах при сближении национальных правовых систем в странах ЕАЭС можно выделить три уровня и соответствующие им основные способы и механизмы регулирования:

  • со средним уровнем саморегулирования (стандарты как механизмы регулирования «мягкой силы», где возможно использовать потенциал национального ТК 481 и межгосударственного МТК 550);
  • с высоким уровнем саморегулирования (профессиональные кодексы поведения);
  • с низким уровнем саморегулирования (преобладают в регулировании нормативные правовые акты).

Любопытно, что с принятием в 2018 г. в Республике Беларусь национального закона «О нормативных правовых актах» стандарты как технические нормативные акты в этой стране включены в законодательство, подлежат обязательной юридической экспертизе, включению в национальный Реестр и опубликованию.

Представляется, что этот интересный белорусский опыт в рамках ускоренной евразийской интеграции и Союзного государства необходимо внимательно изучить и использовать.

При низком уровне саморегулирования в этой сфере во всех странах Союза на национальном и межгосударственном уровнях отсутствует достаточная координация в нормотворчестве по общим вопросам евразийской интеграции, что ведет к созданию искусственных барьеров и ограничений. Формирование и развитие единых рынков в ЕАЭС требует единых правил и процедур в рамках евразийской стандартизации. Существующий порядок принятия межгосударственных стандартов не отвечает задачам евразийской интеграции ни по перечню стандартов и срокам их принятия, ни по условиям применения.

Это обуславливает необходимость дифференциации данных процессов в рамках МГС СНГ для ЕАЭС при дополнении положений Союзного договора вопросами евразийской стандартизации и наделения соответствующими компетенциями органов ЕАЭС. Поскольку большинство межгосударственных стандартов разрабатываются в трех странах (Россия, Белоруссия и Казахстан), причем по направлению «Интеллектуальная собственность» аналогичные ТК 481 национальные ТК в других государствах СНГ и ЕАЭС отсутствуют, то задачи ускоренной (по сравнению с СНГ) евразийской интеграции требуют изменения приоритетов разработки и принятия стандартов (сначала межгосударственные для ЕАЭС, затем, при необходимости, их адаптация к национальным режимам). При этом в ускоренном режиме необходимо пересмотреть размер и порядок бюджетного финансирования разработки стандартов (в отношении принципиально новых стандартов при отсутствии их аналогов), в том числе снять ограничения на получение субсидий за их разработку в отношении автономных некоммерческих организаций.

— В декабре 2020 г. исполнилось 10 лет с момента создания ТК 481 «Интеллектуальная собственность». С чего вы начинали и к чему пришли?

— В 2009 г. в рамках жесткой и недобросовестной (по отношению к нам) конкуренции, РНИИИС подтвердил право на реализацию инициативы по созданию первого на постсоветском пространстве национального ТК по стандартизации в сфере интеллектуальной собственности с секретариатом на базе института. Почему Росстандарт подержал эту инициативу и принял такое решение?

Институт, созданный в 2005 г. совместным решением Счетной палаты РФ и ТПП России при участии РАН, как тогда, так и сегодня, сохраняет свой статус единственной в странах СНГ неправительственной и некоммерческой научной организации, специализирующейся на вопросах экономики, права, управления в сфере интеллектуальной собственности.

К моменту создания ТК 481 мы уже имели солидный багаж выявленных проблем и накопили практический опыт по их решению в интересах как государства, научных и образовательных организаций, так и бизнеса. За последующие 10 лет потенциал Института по данному направлению серьезно увеличился.

В 2010, 2012, 2013, 2015 и в 2016 гг.

Институт признан лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную организацию России с вручением по решению Совета во главе с нобелевским лауреатом, академиком Ж.И. Алфе­ровым золотой медали. РНИИИС, как правообладатель уникальной технологии УМКД/МКД, помог заказчикам оформить и продать интеллектуальной собственности на сумму свыше 50 млрд р. Внедренная в РНИИИС система менеджмента качества (СМК) полностью соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2015 (ISO 9001:2015), что подтверждается сертификатами соответствия СМК по оказанию услуг в области науки, образования, культуры, права, экономики и управления по вопросам интеллектуальной собственности.

26 ноября 2020 г. в Сколкове в рам-ках международного форума производительности РНИИИС по итогам общероссийского конкурса за достижение значительных результатов в области качества был награжден дипломом Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества (председатель — министр промышленности и торговли РФ Д.В.

Мантуров). Сегодня Институт является экспертной организацией по этим вопросам не только для органов власти РФ, Исполкома СНГ и ЕАЭС, но и на уровне ООН для ВОИС. Поэтому, думаю, не случайно численный состав участников ТК 481 за последнее десятилетие вырос на порядок: в комитет входят все основные госкорпорации, федеральные университеты и специализированные организации страны.

Сегодня в активе ТК свыше 20 стандартов, 15 уже введены в действие.

С 2017 г. с учетом накопленного опыта восемь государств СНГ, включая все пять стран ЕАЭС, поддержали инициативу по созданию аналогичного межгосударственного ТК (МТК 550) с секретариатом также на базе РНИИИС.

В Программе МГС СНГ на 2020—2020 гг. заявлено более десяти стандартов, по шести уже проходят процедуры принятия (на мой взгляд, излишне бюрократизированные). Для формирования рынка наиболее актуальны: ГОСТ Р 58086—2018 «Интеллектуальная собственность. Рас­пределение интеллектуальных прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных работ», ГОСТ Р 56823—2015 «Интеллектуальная собственность.

Рас­пределение интеллектуальных прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных работ», ГОСТ Р 56823—2015 «Интеллектуальная собственность. Служебные результаты интеллектуальной деятельности», ГОСТ Р 58590—2019 «Интеллектуальная собственность. Управление в кредитной организации», ГОСТ Р 58592—2019 «Интел­лектуальная собственность.

Управление на фондовом рынке», ГОСТ Р 58591—2019 «Интеллектуальная собственность. Бухгалтерский учет и нематериальные активы», ГОСТ Р 58233—2018 «Интеллектуальная собственность.

Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции». Это должны взять на заметку все наукоемкие предприятия и организации страны, если они хотят быть по-настоящему конкурентоспособными. — Насколько высока недобросовестная конкуренция в сфере интеллектуальной собственности? Имеются ли эффективные механизмы защиты?

Имеются ли эффективные механизмы защиты? — Обеспечение баланса между интересами правообладателей исключительных прав и публичными и частными интересами, защищаемыми антимонопольным законодательством, является одной из реальных проблем становления и развития современного конкурентного права как на национальном, так и на межгосударственном и международном уровнях.

В условиях существующих законодательных противоречий и ограничений, а также для повышения эффективности в применении антимонопольных мер защиты в сфере интеллектуальной собственности Федеральная антимонопольная служба вошла в состав ТК 481 и инициировала разработку с участием РНИИИС специального национального стандарта, который сейчас действует в России — ГОСТ Р 58233—2018. Предполагается, что после обобщения практики добровольного применения стандарта и его доработки (при необходимости) будет принято решение о применении правила нормативной ссылки, предусмотренной Федераль-ным законом «О стандартизации в Российской Федерации», для обязательного применения этого стандарта.

В соответствии с Договором о ЕАЭС (Приложение № 26) и в результате принятия и вступления в силу с 1 января 2018 г.

нового Таможенного кодекса в ЕАЭС действует региональный принцип исчерпания исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, тогда как в РФ — национальный принцип исчерпания права (ст. 1487 ГК РФ), предполагающий запрет на импорт в Россию товаров, например, с размещенными на них товарными знаками без разрешения правообладателей.

В этих условиях иностранный правообладатель может недобросовестно использовать исключительное право на товарный знак и ограничивать ввоз на внутренний евразийский рынок конкретных товаров или реализовывать ценовую политику, основанную на завышении цен на этом рынке. В целях обеспечения единообразия подходов к разрешению конфликтов частных и публичных интересов при антимонопольном регулировании, а также легализации «параллельного» импорта в отношении отдельных видов товаров на территории ЕАЭС, с учетом разъяснений Конституционного суда РФ7, участники XI Международного форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности», прошедшего в рамках Международных дней интеллектуальной собственности под эгидой ООН 23 апреля 2020 г., рекомендовали:

  • предусмотреть при планировании бюджетных расходов на 2020—2020 гг. расходы на НИР по подготовке межгосударственного стандарта «Интеллек­туальная собственность. Антимоно­поль­ное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции».
  • поддержать изменения в Договор о Союзе, согласно которым Евразийский межправительственный совет сможет вводить международный принцип исчерпания права для отдельных видов востребованных товаров (которые отсутствуют либо доступны в недостаточном количестве или по завышенным ценам) при согласии всех стран-участниц;
  • распространить антимонопольное регулирование на сферу интеллектуальной собственности, связанную со злоупотреблениями и угрозой монопольного использования результатов интеллектуальной деятельности при введении в оборот такого товара (работы, услуги), в том числе дополнить подп. 1 п. 2 ст. 76 Договора о ЕАЭС указанием на такую форму недобросовестной конкуренции, как недобросовестная конкуренция с использованием РИД;

Укрепление региональных связей и союзов с участием России и ее стратегических партнеров встречает также активное и серьезное противодействие, прежде всего со стороны США, включая:

  • создание альтернативных парт-нерств («Восточное партнерство», экономическое соглашение по Транс­тихо­океанскому партнерству — ТТП);
  • продолжение политики санкций в 2014—2019 гг.

    в условиях объявленной политической, информационной и экономической войны со стороны США, ЕС, Канады и ряда других стран. Анализ содержания так называемых секторальных санкций показывает их целевую направленность на высокотехнологичный сектор экономики в России и других странах ЕАЭС и СНГ, участвующих в межгосударственной кооперации.

  • активизацию деятельности в национальных органах государственной власти и неправительственных организаций по сохранению существующих ложных приоритетов и показателей инновационного развития через рейтинги информационных показателей (публикации, цитирование, патентные заявки и патенты) вместо индикаторов экономической эффективности, а также расширение коррупционных схем, прежде всего в сфере НИОКР, «серого» и «черного» экспорта отечественных технологий в странах ЕАЭС для сохранения их импортозависимости;
  • разработку и навязывание другим странам новых международных правил и стандартов, реализация которых позволяет США сохранять свою монополию и обеспечивать приоритет их интересам, в том числе в мировой торговле в рамках ВТО;

Продолжение заявленного курса на евразийскую интеграцию требует от всех участников понимания условий его реализации.

Считаю, что в интересах формирования нового, более рационального международного экономического порядка, а также для предотвращения недобросовестной конкуренции под прикрытием борьбы с контрафактом необходимы единые прозрачные и общепринятые методология и методики измерения уровня контрафактности в разных странах.

В этих целях в программе межгосударственной стандартизации на 2020—2021 гг. предусмотрены разработка и принятие соответствующего стандарта, на базе которого в последствии возможны подготовка и принятие международного.

— Как вы оцениваете перспективы развития рынка интеллектуальной собственности в России? — Учитывая, что уже более 20 лет проблемы, о которых я говорил выше, остаются нерешенными, приходится признать, что интеллектуальная собственность пока все еще «пятое колесо» в телеге российской экономики.

В то же время заявленные стратегии и амбиции лидерства России, в том числе в цифровой экономике, дают надежду на их решение в соответствии с данными рекомендациями. Иначе произойдет очередное нецелевое освоение бюджетных средств, а вместо инноваций мы получим банальную имитацию активной деятельности. В любом случае, стандартизация и экономика интеллектуальной собственности — два ключевых условия отечественной и евразийской конкурентоспособности.

Рубрика: Актуальное интервью Автор(ы): В. Лопатин, Н. Быкова 01.01.2020

448 Поделиться: Печатнаяверсия Первое полугодие 202127 660 руб. Подписка на 2021 год44 940 руб.

Подписаться Электроннаяверсия Первое полугодие 202122 500 руб. Подписка на 2021 год35 880 руб.

Подписаться Печатная иэлектронная версия Первое полугодие 202138 910 руб. Подписка на 2021 год62 880 руб.

Подписаться Доступна мобильная версия журнала «Стандарты и качество» Хотите добиться успеха?Используйте возможности наших изданий! Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах. Информация + Время = PROFIT! .

Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию.

Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем!

А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям! Установите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для или . Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться!

Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний! и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время!

. Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа.

Расширяйте бизнес! одного из авторитетнейших издательств России , и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. , и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья.

Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас! Карта сайта

  1. О компании
  1. Журналы
  1. Подписка
  1. Книги
  1. Статьи
  1. Ресурсы для бизнеса
  1. Разместить рекламу
  1. Справочная

РИА «Стандарты и качество» 2000—2020 © РИА «Стандарты и качество»: cтандартизация, метрология, менеджмент качества.

Все права защищены и охраняются законом.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+